Приемка товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам по Закону N 44-ФЗ: типовые ошибки заказчиков и исполнителей (часть 2)
Милонаец О.В.
См. Приемка товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам по Закону N 44-ФЗ: типовые ошибки заказчиков и исполнителей (часть 1)
Поставщик согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" составляет первичный учетный документ (далее - УПД) при совершении факта хозяйственной жизни. По правилам бухгалтерского и налогового учета УПД оформляется в день отгрузки товара со склада. В этот же день поставщик в ЕИС оформляет документ о приемке. У заказчика есть 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, для его подписания (п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Важно! Соблюдение срока выполнения работы зависит от подрядчика, а соблюдение срока приемки - от подрядчика и заказчика.
Срок выполнения работы необходимо отличать от срока приемки выполненной работы, который является самостоятельным и может быть установлен в договоре подряда (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Названные сроки разведены в ГК РФ как терминологически, так и с точки зрения применения последствий их нарушения.
Рекомендуем: в контракте должно содержаться условие, прямо предусматривающее изменение порядка определения момента, с которого исполнитель (подрядчик) считается просрочившим, и применение к нему мер ответственности за просрочку выполнения работ.
Приемка осуществляется в отношении выполненной работы, то есть по ее завершении, и проводится, по общему правилу, заказчиком с участием подрядчика. Юридические последствия приемки работы связаны с правомочием заказчика провести проверку качества выполненных работ и применения последствий обнаружения недостатков (пп. 1 - 5 ст. 720 ГК РФ), а также перенесения рисков случайной гибели результата работ, возникновения у подрядчика права требовать оплаты выполненных работ или продажи результата работ при уклонении заказчика от приемки (п. 1 ст. 711, пп. 6, 7 ст. 720 ГК РФ).
При расчете пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательств подрядчиком, в период ее расчета не подлежат включению дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы и оформления итогов такой приемки.
Изложенная правовая позиция соответствует изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2019 N 305-ЭС19-12786.
Если результат выполненных работ не имеет недостатков, то отсутствие выделенных из бюджета денежных средств не может являться основанием для отказа в приемке выполненных подрядчиком работ.
Обязательно ли нужно создавать приёмочную комиссию?
В большинстве случаев это зависит от вида обязательств, порождаемых договорными отношениями.
В рамках договора купли-продажи необходима фиксация срока исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю (ст. 458 ГК РФ). Поэтому, по общему правилу, сам по себе факт передачи товара заказчику не свидетельствует о возникновении у последнего денежных обязательств. Соответственно, в рамках договора купли-продажи (поставки) приемка результатов исполнения обязательств является самостоятельным фактом хозяйственной жизни, то есть требует документального оформления. Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи. Основной обязанностью продавца по договору поставки является передача (отгрузка) товаров покупателю (ст. 506, 456 ГК РФ). По смыслу норм ГК РФ эта обязанность исполняется путем доставки товара покупателю либо путем выборки ("самовывоза"), то есть получения его покупателем в месте нахождения товара (ст. 458, 510, 515 ГК РФ). Именно передача товара имеет определяющее значение в целях решения вопроса о моменте перехода права собственности на товар, а также о переходе рисков его гибели или случайного повреждения (ст. 459, п. 1 ст. 223, ст. 224 ГК РФ). Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, передаваемых (поставленных) в соответствии с договором (ст. 484, п. 1 ст. 513 ГК РФ).
Необходимость создания комиссии для приемки результатов поставки товаров зависит от объемов поставки и (или) функциональных особенностей/потребительских свойств самих товаров. Так, например, при закупках малых объемов товаров, потребительские свойства которых позволяют их оценить без специальных познаний (например, канцелярские или хозяйственные товары), приемка результатов вполне может осуществляться непосредственно в ходе их передачи должностному сотруднику Заказчика. А вот в том случае, если речь идет о поставках больших объемов, необходимость установления срока в целях соответствия результатов поставки установленным требованиям уже очевидна.
Требование о документальном оформлении приемки в рамках договора подряда прямо предусмотрено положениями п. 2 ст. 720 ГК РФ. В рамках такого договора приемка всегда является самостоятельным фактом хозяйственной жизни. А необходимость установления сроков для проведения приемки и создания комиссии опять же зависит от предмета контракта и объема выполняемых работ. Так, в частности, порядок оформления результатов приемки выполненных работ в рамках договора строительного подряда будет существенно отличаться от порядка приемки результатов в рамках договора бытового подряда.
Можно ли не составлять Акт приемки, если контрагент - физлицо?
Нет. Само по себе заключение контракта с физлицом не является основанием для неприменения Акта приемки (ф. 0510452) при наличии у заказчика обязанности по его оформлению (приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н (ред. от 30.10.2023)).
Может ли счет быть указан вместо договора в качестве основания для приемки при формировании Акта приемки?
Нет. Счет, не является документом, подтверждающим исполнение контрагентом обязательств в рамках конкретного договора.
Может ли Акт приемки подтверждать не только приемку, но и сам факт выполнения работ или оказания услуг?
Нет. Приемка - одна из процедур в рамках исполнения контракта. Основанием для приемки является факт исполнения контрагентом своих обязательств, который подлежит документальному оформлению. В отсутствие документа, подтверждающего факт исполнения обязательств контрагентом, у заказчика отсутствуют основания для проведения приемки, а значит, отсутствуют и основания для оформления документа.
Типовые нарушения при исполнении контрактов, установленные Казначейством России и Минздравом России (письмо Минздрава России от 27.12.2022 N 22-0/И/2-22583):
- осуществление приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, не соответствующих условиям контрактов, например, не соответствующая модель оборудования, технические параметры оборудования, состав комплектующих, страна происхождения товара, срок гарантийных обязательств (нарушение ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
- осуществление приемки и оплаты фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг, например, оплачены фактически не выполненные работы по ремонту помещений, по уборке помещений (нарушение ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
- изменение существенных условий контрактов в случаях и порядке, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, например, увеличение сроков исполнения контрактов по основаниям, не предусмотренным Законом N 44-ФЗ, изменение цены контракта без определения дополнительного объема работ, замена страны происхождения товара (нарушение ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
- неприменение или некорректное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) за несвоевременное исполнение обязательств по контрактам, а также поставку товара, не соответствующего условиям контрактов, а именно, неверно рассчитаны размеры штрафов по контрактам (завышены/занижены), не осуществление претензионной работы (нарушение ч. 6, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- нарушение сроков приемки и оплаты товаров, работ, услуг, например, отсутствовали документы, обязательные для приемки товаров, работ, услуг; отсутствовала экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; просрочка оплаты обязательств по контрактам составляет от 2 до 397 дней (нарушение ч. 13.1 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
- допускались случаи длительного (до 380 дней) неиспользования закупленного дорогостоящего оборудования в соответствии с целями закупки, что повлекло уменьшение периода полезного использования поставленного товара (нарушение ст. 12 Закона N 44-ФЗ).
Нарушение пп. 1, 2 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, условий государственных контрактов (Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2022 года).
Заказчиками осуществлялась:
- приемка и оплата поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения, несоответствующих условиям государственных контрактов, в том числе, когда выявленные несоответствия не устранены поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (например, поставлены товары без сопроводительной документации (инструкции, гарантийного талона и пр.), приняты и оплачены компьютеры без предустановленного программного обеспечения, предусмотренного государственным контрактом);
- приемка и оплата фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг (например, оплачены фактически не выполненные работы по отделке внутренних помещений; оплачены фактически не оказанные услуги по уборке помещений).
Рассмотрим конкретные примеры дел по организации некачественной приемки со стороны заказчика и непредставление надлежащих документов о приемке со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предмет контракта: работы по ремонту покрытия по улице.
Работы подрядчиком были выполнены некачественно, Администрация сослалась на протоколы испытаний.
Общество в числе прочего указало на несоблюдение Администрацией порядка приемки работ и взятие кернов (верхнего слоя покрытия и выравнивающего слоя) в отсутствие подрядчика.
Пунктом 4 ст. 753 ГК РФ предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной (в настоящее время мотивированный отказ в приёмке, частичная приёмка (корректировка) осуществляется посредством ЕИС).
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Иск Общества против Администрации удовлетворён.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.09.2022 N Ф07-12419/2022 по делу N А52-4004/2020
_Обществом в нарушении требований ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в сфере закупок не принято никаких мер по размещению документов о приемке в ЕИС, что, в свою очередь, в настоящем случае в принципе не позволяет убедиться в факте хотя бы частичного исполнения принятых на себя обязательств по контракту.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.11.2023 N Ф05-27566/2023 по делу N А40-60162/2023
Само по себе указание в актах о приемке выполненных работ иной даты составления по сравнению с датами отчетного периода, не является основанием для начисления неустойки, если при подписании актов заказчик не заявлял возражений относительно указанного в актах периода.
Предмет контракта: реконструкция объекта капитального строительства, дата окончания работ указана 15.11.2021, в актах о приемке выполненных работ формы КС-2 NN 117-204, справках о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 NN 28-38 дата сдачи работ указан аналогичная.
Заказчик посчитал, что, в соответствии с пунктами контракта, предусмотрено, что срок выполнения работ включает подписание актов, акты подписаны через 2,5 месяца после установленного контрактом срока окончания работ. Следовательно, установленный контрактом срок окончания работ нарушен и предъявил неустойку.
Суд установил, что в актах о приемке выполненных работ по форме КС-2 NN 117-204, справках о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 NN 28-38, указана дата фактического окончания выполнения работ - 15.11.2021, что свидетельствует о том, что работы завершены в установленный контрактом срок.
Само по себе указание в актах о приемке выполненных работ иной даты составления по сравнению с датами отчетного периода, не является основанием для начисления неустойки.
То обстоятельство, что работы на объекте в полном объеме завершены в срок до 15.11.2021, подтверждает акт приема-передачи законченного реконструкцией объекта капитального строительства, в котором также указано, что работы осуществлены в срок.
Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2024 N 304-ЭС24-1024 по делу N А70-3306/2023
Поставщик обязан внимательно изучить контракт в части порядка осуществления приёмки.
В приложении к Контракту установлена обязанность Поставщика предоставить, в том числе Акт (ДОП), формат УПД, утвержденный приказом ФНС России, являющийся в соответствии с условиями Контракта документом о приемке, предусмотренным ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, который подписывается сторонами Контракта в единой информационной системе в сфере закупок.
Судами принято во внимание, что в связи с тем, что по независящим от заказчика причинам общество в нарушение условий пункта контракта не предоставило вышеуказанный документ приемки, у заказчика отсутствовали основания для осуществления приемки и оплаты товара по контракту в части, соответствующей условиям Контракта, в том числе, техническим характеристикам по подписанным товарным накладным.
Доказательства отсутствия направления электронных документов приемки от Поставщика заказчику посредством системы ПИК. ЕАСУЗ, ЕИС представлены в материалы дела.
Государственным контрактом не предусмотрен обмен документами в бумажном виде, а посредством ЕИС Универсальный передаточный документ не поступал, что подтверждается, предоставленным материалами дела.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.11.2023 N Ф05-27680/2023 по делу N А41-27314/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приемка товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам по Закону N 44-ФЗ: типовые ошибки заказчиков и исполнителей (часть 2)
Автор
Ольга Викторовна Милонаец - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области