Предусмотрены ли трудовые гарантии для наблюдателей на выборах? В соответствии с подп. 42 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) наблюдатель - это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума. Согласно п. 4 ст. 30 Закона N 67-ФЗ при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить такие субъекты общественного контроля, как общественная палат РФ и общественные палаты субъектов ПФ. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Помимо Закона N 67-ФЗ, статус наблюдателя на выборах/референдумах федерального уровня регулируется также: - ст. 36 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"; - ст. 33 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; - ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии предусмотренных законом ограничений на осуществление полномочий наблюдателя. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (п. 7 ст. 30 Закона N 67-ФЗ). Законодательство о выборах и референдумах каких-либо трудовых гарантий (в том числе права на освобождение от работы) для лиц, являющихся наблюдателями, не предусматривает. Вместе с тем в силу части первой ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом понятие государственных и общественных обязанностей в законе не раскрывается, равно как и не устанавливаются критерии отнесениях тех или иных обязанностей к числу государственных или общественных. Не выработано таких критериев и в правоприменительной практике. Некоторые специалисты относят к случаям исполнения таких обязанностей в том числе и деятельность наблюдателей (см. ответ с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Однако нам такая квалификация периода работы наблюдателя представляется довольно спорной. Закон в принципе не требует от наблюдателей исполнения каких-либо обязанностей. Наблюдатели наделены правами по контролю за избирательным процессом, но этими правами они могут и не пользоваться. Деятельность наблюдателя является добровольной. В любом случае полагаем, что работодателю не следует препятствовать работнику в реализации его полномочий наблюдателя. Если работодатель также сомневается в правомерности квалификации соответствующих периодов как времени исполнения государственных или общественных обязанностей, он может предложить работнику взять отпуск без сохранения заработной платы или просто рассматривать причины отсутствия работника на работе как уважительные.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах