Гарантии работникам, являющимся доверенными лицами на выборах Пункт 1 ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) предусматривает право кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, список кандидатов, назначить доверенных лиц. Доверенные лица подлежат регистрации в избирательной комиссии, после которой им выдаются соответствующие удостоверения (пункты 1 и 2 ст. 43 Закона N 67-ФЗ). Полномочия доверенных лиц, прекращаются одновременно с прекращением агитационного периода (то есть, как устанавливает п. 1 ст. 49 Закона N 67-ФЗ, в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае проведения голосовании в течение нескольких дней подряд - в ноль часов по местному времени первого дня голосования), а также досрочно по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц (п. 4 ст. 43 Закона N 67-ФЗ). На выборах федерального уровня назначение доверенных лиц регулируется также: - ст. 43 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон N 19-ФЗ); - ст. 55 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N 20-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 43 Закона N 67-ФЗ на период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Идентичная гарантия предусмотрена п.3 ст. 43 Закона N 19-ФЗ и ч. 4 ст. 55 Закона N 20-ФЗ. Таким образом, для получения указанной гарантии работник обращается к работодателю с соответствующим заявлением и предоставляет подтверждающее его статус доверенного лица удостоверение. Сам отпуск оформляется работодателем в общем порядке (подробнее см. отдельный материал Энциклопедии решений). Отметим, что, по нашему мнению, деятельность в качестве доверенного лица, являясь добровольной, не относится к случаям исполнения государственных или общественных обязанностей. Как таковых обязанностей законодательство на доверенных лиц не накладывает. Кроме того, действуют они в первую очередь в интересах конкретных кандидатов, а не государства или общества в целом. Соответственно, статья 170 ТК РФ к работникам, являющимся доверенными лицами, неприменима. В пользу данного предположения говорит и сам факт установления для таких работников гарантии в виде предоставления отпуска без сохранения заработной платы, которая была бы лишена смысла, если бы такие работники имели право на освобождение от работы в соответствии со ст. 170 ТК РФ. Отказ работодателя предоставить гарантированный законом отпуск доверенному лицу зарегистрированного кандидата образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 5.7 КоАП РФ. Полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по данной статье наделены прокуроры (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ), а рассматриваются они судами общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом отказ работнику в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в случаях, когда такой отпуск гарантирован работнику федеральным законом, является также и нарушением требований ст. 128 ТК РФ, то есть нарушением трудового законодательства. А значит, он может быть квалифицирован не только по ст. 5.7 КоАП РФ, но и по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (а в том случае, если такое нарушение допускает лицо, которое ранее уже было подвергнуто ответственности за аналогичный проступок, - по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ, наделены должностные лица Роструда по Перечню, утв. приказом ведомства от 08.06.2023 N 127 (ч. 3 ст. 28.1, п. 16 ч. 2 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ), и прокуроры (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, уполномочены рассматривать должностные лица Роструда, перечисленные в ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ. При этом указанные должностные лица также могут передать дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). Рассмотрение же дел о правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ, относится к исключительной компетенции судей судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ также составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах