Оценка налоговым органом юридических лиц по критериям риска Смотрите в этом материале: - методика оценки юридического лица; - критерии оценки организации, установленные Методикой проведения оценки юридического лица; - как получить в налоговой выписку с оценкой организации по критериям риска; - корректировка сведений, содержащихся в выписке с оценкой по критериям риска; - проверка достоверности выписки из сервиса оценки юридических лиц Методика проведения оценки юридического лица по критериям риска
В своих письмах ФНС России неоднократно указывала о необходимости анализа налогоплательщиками деятельности своих контрагентов на предмет оценки реального ведения бизнеса и осуществления ими работ, услуг, в том числе, во избежание претензий о нарушении положений ст. 54.1 НК РФ. С этой целью предлагалось использовать сервис "Прозрачный бизнес" (https://pb.nalog.ru/), позволяющий получить информацию о контрагентах и проверить по отдельным известным критериям риска (см., например, письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, информацию с сайта ФНС России от 03.05.2024). Теперь организации могут получить от налоговых органов выписку с оценкой своей деятельности. ФНС России разработала методику проведения оценки юридических лиц на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" и обеспечила его функционирование (утв. приказом от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@) (далее - Методика). Методика предусматривает двухэтапную оценку параметров финансово-хозяйственного состояния юридического лица, в ходе которой проводится анализ его деятельности на соответствие 35 критериям. Результаты проведенного анализа формируются по запросу юридического лица посредством выписки в его "Личном кабинете налогоплательщика". Такая выписка содержит информацию по каждому критерию, установленному Методикой, в том числе ограниченную для свободного доступа о финансово-хозяйственном состоянии юридического лица и иную информацию, характеризующую его деятельность, в том числе о проведении в отношении юридического лица процедур ликвидации, банкротства и о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ. ВниманиеСоответствие критериям выписки не является законодательно установленным требованием к юрлицам. Согласно официальным разъяснениям, соответствие критериям выписки не является законодательно установленным требованием к юрлицам, в связи с чем подобная преддоговорная проверка может быть урегулирована в рамках гражданско-делового оборота с контрагентами, либо путем закрепления такой проверки в локальных нормативных актах организации. Если организация выступает в качестве заказчика в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), то такая преддоговорная проверка может быть закреплена в положении о порядке проведения закупок. Требования к участникам закупки устанавливаются заказчиком самостоятельно в соответствии с положением о закупке с учетом требований и принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе Законом N 223-ФЗ. Поэтому возможность заказчика предусмотреть в положении о закупке и иной вытекающей из него документации требование о соответствии участников закупки каким-либо критериям оценки, в том числе предусмотренным Методикой, не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ (см. письма ФНС России от 13.02.2024 N 3Г-2-31/1941@, Минфина России от 20.12.2022 N 24-07-07/124769, от 05.09.2022 N 24-07-07/86221. В письме Минстроя России и ФНС России от 26.01.2024 NN 3874-ИФ/00, ЕД-17-31/216 заказчикам при заключении контрактов, предметом которых является подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий или строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, рекомендовано использовать Сервис оценки с целью получения достоверных и актуальных сведений о финансово-хозяйственной и иной деятельности потенциальных подрядчиков. Также отмечено, что любое юрлицо вправе представлять такую выписку заказчикам для подтверждения своей деловой репутации, в том числе при подготовке предложений по определению единственного поставщика (подрядчика). При этом заказчик может верифицировать такую выписку по присвоенному ей QR-коду или ее уникальному коду через сайт ФНС России с получением краткой информации из выписки.
Критерии оценки организации, установленные Методикой проведения оценки юридического лица
Методикой предусмотрено проведение двухэтапной оценки юрлица, от которого поступил запрос о предоставлении выписки. На первом этапе проверяется одновременное соответствие юрлица 12 базовым критериям (п. 6 Методики), свидетельствующих, в частности, что компания самостоятельная, действующая и не имеет предпосылок к банкротству либо ликвидации: 1) отсутствие в налоговых декларациях по НДС за 4 квартала, предшествующих последнему оконченному кварталу: противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, либо при наличии не устраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в представленной налоговой декларации по НДС, сведениям об этих операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (иным лицом), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере, превышающем 0,65% от суммы вычетов по НДС, заявленных в налоговых декларациях за эти 4 квартала; 2) отсутствуют факты привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (коммерческий подкуп); 3) отсутствуют сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по данным Единой информационной системы в сфере закупок; 4) отсутствие по состоянию на дату, предшествующую дате запроса выписки, существенной недоимки. То есть, задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, которые реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые официально признаны безнадежными к взысканию), превышающей 1% от величины активов предприятия, и не менее 3 000 рублей; 5) не проводится процедура ликвидации; 6) не вынесен судебный акт о введении в отношении юрлица процедур наблюдения, внешнего управления, открытии конкурсного производства (то есть, процедуры банкротства); 7) отсутствуют В ЕГРЮЛ сведения о принятии решения регистрирующим органом о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ; 8) отсутствуют записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений; 9) юрлицо либо его учредитель (участник), либо лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юрлица, не являются лицами, обладающими признаками, указанными в пп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; 10) отсутствие причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Учитывается информация о юрлице в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения; 11) отсутствие вынесенного решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; 12) отсутствие информации о нахождении юрлица под контролем юридического или физического лица, которое включено в перечни, указанные в пп. 10, или в отношении, которого вынесено решение, указанное в пп 11. ВниманиеВ случае несоответствия юрлица одному или нескольким вышеперечисленным критериям из п. 6 Методики, в сформированной выписке указываются критерии, которым не соответствует юрлицо.
На втором этапе осуществляется оценка параметров финансово-хозяйственного состояния юрлица по 23 критериям (п. 7 Методики), а именно: 1) среднемесячная зарплата на 1 работника за календарный год, предшествующий году проведения оценки юрлица, превышает уровень средней заработной платы для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба и вида экономической деятельности по данным ФНС России за соответствующий календарный год. ПримечаниеМасштаб деятельности организации в целях Методики определяется в соответствии с выручкой организации за календарный год, предшествующий году проведения оценки юрлица, по данным последней представленной бухгалтерской или налоговой отчетности: - к крупным предприятиям относятся компании, выручка, которых превышает 2 млрд руб.; - к средним предприятиям относятся компании, выручка, которых превышает 800 млн руб.; - к малым предприятиям относятся компании, выручка, которых превышает 120 млн руб.; - к микропредприятиям относятся компании, выручка, которых не превышает 120 млн руб. 2) размер среднемесячной зарплаты каждого сотрудника организации в течение календарного года, предшествующего году проведения его оценки, превышает минимальный размер оплаты труда в течение соответствующего календарного года; 3) налоговая нагрузка с финансового результата за календарный год, предшествующий году проведения оценки, составляет не менее 75% от среднего значения, рассчитанного для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба деятельности организации, вида экономической деятельности и системы налогообложения по данным ФНС России; Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы начисленных с финансового результата налогов (НДС, налог на прибыль организаций, упрощенная система налогообложения, единый сельхозналог) и выручки, за календарный год, предшествующий году проведения оценки, по данным последней представленной налоговой или бухгалтерской отчетности; 4) налоговая нагрузка за календарный год, предшествующий году проведения оценки, по отношению к выручке составляет не менее 75% от среднего значения налоговой нагрузки, рассчитанного для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба деятельности организации, вида экономической деятельности и системы налогообложения по данным ФНС России. Налоговая нагрузка в целях настоящего подпункта (в отличие от предыдущего пункта) рассчитывается следующим образом: - для организаций, кроме микропредприятий, - как соотношение суммы всех начисленных за календарный год, предшествующий году проведения оценки, налогов (включая НДФЛ) и выручки по данным последней представленной налоговой или бухгалтерской отчетности; - для организаций, относящихся к микропредприятиям, - как соотношение суммы всех начисленных за календарный год, предшествующий году проведения оценки, налогов (включая НДФЛ и за исключением НДС) и выручки по данным последней представленной налоговой или бухгалтерской отчетности. 5) удовлетворительное значение коэффициента текущей ликвидности по данным последней бухгалтерской отчетности (каковым признается значение от 1 и более). Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение суммы оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов; 6) удовлетворительное значение коэффициента платежеспособности по текущим обязательствам по данным последней бухгалтерской отчетности (значение от 1,1 и более). Коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам определяется как отношение активов к долгосрочным и краткосрочным обязательствам; 7) удовлетворительное значение коэффициента автономии (финансовой независимости) юрлица (значение 0,25 и более). Коэффициент автономии (финансовой независимости) определяется как отношение собственных средств к величине совокупных активов по данным последней бухгалтерской отчетности; 8) удовлетворительное значение коэффициента покрытия процентов по данным последней бухгалтерской отчетности (значение от 2,5 и более). Лицо также признается соответствующим указанному критерию при отсутствии процентных платежей по данным последней бухгалтерской отчетности). Коэффициент покрытия процентов определяется как отношение суммы чистой прибыли к сумме начисленных процентов. 9) удовлетворительное значение показателя рентабельности активов (значение 10% и более). Показатель рентабельности активов определяется в процентах как отношение чистой прибыли (убытка) к совокупным активам; 10) отсутствие в составе участников (акционеров) юрлица иностранных лиц; 11) численность сотрудников (работников) в соответствии отчетностью, представленной юрлицом в качестве налогового агента за два последних календарных года, составляет более 50 человек; 12) отсутствие факта снижения численности сотрудников (работников) по данным отчетности за последний налоговый период (календарный год), представленной юрлицом как налоговым агентом или плательщиком по страховым взносам, по сравнению с данными отчетности за предыдущий календарный год; 13) отсутствие факта снижения стоимости основных средств юрлица по данным последней бухгалтерской отчетности по сравнению с данными бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год; 14) отсутствие факта снижения стоимости внеоборотных активов юрлица по данным последней бухгалтерской отчетности по сравнению с данными бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год; 15) в году осуществления оценки и в предшествующем календарном году при исполнении госконтрактов юрлицо не допускало просрочки исполнения обязательств, предусмотренных госконтрактом, и (или) расторжения госконтрактов в одностороннем порядке; ПримечаниеС 17.05.2024 приказом ФНС России от 17.05.2024 N ЕД-7-31/398@ добавлено еще 8 критериев, по которым предоставляется оценка в выписке. 16) учредитель (участник) и руководитель юрлица не соответствуют критерию, указанному в абз. 1 п. 1.1 Порядка работы по формированию и использованию при государственной регистрации юридических лиц сведений о физических лицах, являющихся "массовыми" участниками (учредителями), руководителями, заявителями, утвержденного приказом ФНС России от 12.08.2010 N ЯК-7-6/383@. То есть, не является участником (учредителем), руководителем, заявителем, более чем в 10 юридических лицах; 17) адрес регистрации юрлица не имеет признака адреса массовой регистрации. Для целей настоящего подпункта адрес регистрации признается массовым, если указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом 10 и более действующих юридических лиц; 18) государственная регистрация Лица произведена не менее чем за 12 месяцев до даты подачи запроса на предоставление выписки; 19) наличие положительного финансового результата по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период (календарный год); 20) отсутствие факта привлечения Лица к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в течение последних 24 месяцев, предшествующих дате запроса на предоставление выписки. Удовлетворительным значением критерия признается отсутствие или наличие не более 1 факта привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в течение последних 24 месяцев, предшествующих дате запроса на предоставление выписки; 21) отсутствие факта непредставления налоговой отчетности в соответствии с применяемой системой налогообложения за последний налоговый (отчетный) период; 22) отсутствие вынесенного в отношении юрлица решения о приостановлении операций по его счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств, действующего на дату запроса на предоставление выписки; 23) учредитель (участник) либо руководитель юрица не являются лицами, включенными в течение 36 месяцев, предшествующих дате запроса на предоставление выписки, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. ВниманиеПо результатам второго этапа проведенной оценки (параметров финансово-хозяйственного состояния юрлица) по каждому из 23 критериев присваивается: 0 баллов - при несоответствии условиям критерия; 1 балл - при соответствии условиям критерия. Заметим, что перечисленные в Методике критерии оценки организации ранее были обозначены в проекте Постановления Правительства РФ "О проведении эксперимента по использованию автоматизированной системы оценки юридических лиц с целью предоставления мер поддержки" (ID проекта 01/01/07-22/00130068, подготовлен Минстроем России 29.07.2022), целью которого предусматривалось обеспечение предоставления мер поддержки надежным подрядчикам, способным успешно исполнить госконтракт без нарушений условий для обеспечения развития экономики.
Как получить выписку в налоговой с оценкой организации по критериям риска
Для проведения оценки юрлица необходимо через личный кабинет налогоплательщика направить запрос о предоставлении выписки. Для этого необходимо нажать на кнопку "Запросить выписку" в разделе "Сервис оценки юридических лиц" (подсистема "Как меня видит налоговая"). В Личном кабинете налогоплательщика юридического лица (далее - ЛКН ЮЛ) предусмотрен выбор шаблона выписки в соответствии с двумя приложениями к Методике. ВниманиеЗапрос по каждому из предусмотренных шаблонов может быть направлен не более 1 раза в день (п. 2 Методики). Результаты оценки отражаются в официальной выписке, сформированной в печатной форме в формате pdf с электронной подписью должностного лица МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования (далее - Инспекция). ПримечаниеМИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования осуществляет функции по контролю и надзору за правильностью исчисления налогов, сборов и страховых взносов налогоплательщиками - организациями, являющимися (являвшимся) стороной государственного контракта (договора), заключенного в целях достижения результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (п.п. 3 и 6.3 Положения о МИ ФНС России по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования, утв. приказом ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-4/762@). Предоставляемая Выписка включает следующую обязательную информацию: а) наименование и идентификационный номер налогоплательщика; б) дата формирования выписки и срок её действия; в) код верификации данных, отраженных в выписке; г) результаты оценки, проведенной в соответствии с п.п. 6 и 7 Методики, с указанием критериев п. 6, которым не соответствует юрлицо (если такие имеются), и количества баллов по каждому отдельному критерию п. 7 и общего количества баллов, присвоенных юрлицу.
Приведенные в приложениях к Методике шаблоны выписок содержат различные наборы критериев, указанные в её пунктах 6 и 7. Выписка по шаблону из приложения 1 включает оценку сведений по всем 12 критериям первого этапа оценки, а также по 21 критерию из 23 второго этапа оценки (не указываются только сведения о наличии признаков массового учредителя/руководителя и массового адреса регистрации юрлица - по пп. 16 и 17 из п. 7 Методики). Выписка по шаблону из приложения 2 включает оценку сведений по всем 12 критериям первого этапа оценки, а также только по 8 критериям из 23 второго этапа оценки (по критериям пп. 16 -23 этого этапа). ВниманиеВыписка формируется в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня, следующего за датой запроса
Корректировка сведений, содержащихся в выписке
В случае несогласия с результатами рассчитанных баллов организация имеет возможность направить запрос о корректировке сведений, содержащихся в выписке Запрос направляется в Инспекцию через ЛКН ЮЛ нажатием на кнопку "Заявление о корректировке сведений выписки". В открывшемся окне запрос составляется в произвольной форме (поскольку форма его не установлена). К запросу можно приложить документы, подтверждающие обоснованность внесения соответствующих корректировок. По результатам рассмотрения запроса и подтверждающих документов МИ ФНС России в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня, следующего за датой запроса, направляет через ЛК ЮЛ один из следующих ответов: - о корректности рассчитанных баллов с указанием критериев, которым организация не соответствует; - о внесении изменений в значение показателей и возможности формирования новой выписки на основании запроса организации о предоставлении выписки. При этом старая выписка аннулируется автоматически.
Проверка достоверности выписки из сервиса оценки юридических лиц
Любое юрлицо вправе представлять выписку из сервиса оценки ЮЛ своим заказчикам для подтверждения своей деловой репутации, в том числе при подготовке предложений по определению единственного поставщика (подрядчика). При этом заказчик может верифицировать такую выписку по присвоенному ей QR-коду или ее уникальному коду через сайт ФНС России. На это обращается внимание и в вышеуказанном письме Минстроя России и ФНС России от 26.01.2024 NN 3874-ИФ/00, ЕД-17-31/216. Возможность проверки Выписки предусмотрена п. 9-9.2 Методики. Сформированная Выписка, может быть верифицирована (проверена) двумя способами: - по QR-коду. В этом случае для перехода на страницу верифицируемой выписки необходимо сканировать QR-код, расположенный в правом верхнем углу первой страницы выписки; - через сайт ФНС России по ссылке https://service.nalog.ru/scoring/ по ИНН организации и по коду верификации данных. Для этого на сайте необходимо ввести ИНН организации и код верификации данных, расположенный в правом верхнем углу первой страницы выписки На открывающейся странице отображается информационное сообщение о том, что: выписка по указанным реквизитам найдена, а также краткая информация из выписки, либо информационное сообщение о том, что информация по указанному коду не найдена, с указанием возможной причины (произошла ошибка на этапе ввода реквизитов или такого документа не существует). В целях расшифровки присвоенных баллов, отображаемых в информационном сообщении, имеется возможность скачать выписку в формате pdf.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах