Изменения в применении ККТ с 1 марта 2025 года
февраль 2025 г.
Внесены масштабные изменения в законодательство о ККТ, вступающие в силу с 01.03.2025.
Некоторые носят технический характер и направлены на устранение пробелов и возможности двоякого толкования законодательства.
Например, закреплено, что ККТ должна иметь индивидуальный корпус и один фискальный накопитель внутри него.
Другие носят концептуальный характер и направлены на борьбу с теневым сектором экономики. Так, например, кафе и рестораны, которые зачастую ограничивались предчеками без выдачи кассового чека, теперь обязаны применять ККТ до проведения расчета с посетителями.
Третьи направлены на защиту прав покупателей, которым зачастую выдаются чеки ненадлежащего качества или не предоставляется право заменить давно не используемые данные для получения электронного чека.
Остановимся подробнее на основных изменениях.
Также рекомендуем:
|
Видеовыпуск "Экспертный взгляд" 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в закон о применении ККТ |
Кто вправе не применять ККТ?
Лица, которые вправе не применять ККТ с 01.03.2025 |
Условия |
Примечание |
ИП при оказании услуг населению в сфере образования (п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) |
- расчеты являются безналичными без предъявления электронного средства платежа; - образовательная деятельность является основным видом деятельности; - имеется соответствующая лицензия |
Ранее от применения ККТ освобождались только организации. Теперь освобождение распространяется и на ИП |
ИП при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта (п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) |
- расчеты являются безналичными без предъявления электронного средства платежа; - деятельность в области физической культуры и спорта является основным видом деятельности |
|
Организации и ИП, применяющие ЕСХН, при торговле товарами на розничном рынке, ярмарке, выставке (пп. 2, 8.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) |
- заключается договор розничной купли-продажи; - товар не подлежит маркировке; - товар передается в момент заключения договора; - торговля осуществляется не более чем с 3 торговых мест; - совокупная площадь торговых мест, включая места для хранения товаров, не превышает 15 м 2 |
До 01.03.2025 в перечень лиц, не применяющих ККТ, входили компании и ИП, торгующие на рынках, ярмарках и выставках. Теперь перечень указанных лиц существенно сокращен |
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы за исключением кредитных, при расчетах на розничном рынке, ярмарке, выставке до 01.09.2025 (п. 2.3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) |
- заключается договор розничной купли-продажи; - товар передается в момент заключения договора |
|
ИП на ПСН, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 5, 20, 22, 25, 37, 46 - 48, 50 - 56, 64, 66 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, при осуществлении расчетов в рамках указанных видов деятельности (п. 2.4 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) |
- расчеты производятся на территории регулярно организуемой и проводимой только в выходные, нерабочие праздничные дни ярмарки; - общее число торговых мест на ярмарке не превышает 50 |
|
Организации и ИП при приеме от населения вторичных ресурсов*(1), за исключением лома и отходов цветных и (или) черных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) |
|
Ранее не применяли ККТ пункты приема стеклопосуды и утильсырья. При этом определение утильсырья в законодательстве не раскрывается. |
Банк России при выполнении функций, возложенных на него в соответствии с федеральными законами (п. 1.2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) |
|
|
Требования к ККТ
Закреплено, что касса должна иметь индивидуальный корпус и один фискальный накопитель внутри него (п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
Регламентировано место нахождение кассы при расчетах:
- при непосредственном взаимодействии покупателя с пользователем ККТ - в месте расчета. Исключение - расчеты за оказание услуг общественного питания. В этом случае ККТ может находиться на месте размещения наличных денежных средств, используемых для размена (выдачи) клиентам;
- при непосредственном взаимодействии покупателя с автоматическим устройством для расчетов - внутри корпуса этого устройства или быть механически соединенной с указанным корпусом. До 01.03.2025 вынести кассу за пределы автоматического устройства можно было лишь в определенных случаях. Например, при расчетах через торговые (вендинговые) автоматы (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Уточнено, что под применением ККТ подразумевается использование ККТ по адресу и месту ее установки (применения), указанным при регистрации (перерегистрации) (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККТ
Введена процедура упрощенной регистрации и перерегистрации онлайн-касс через оператора фискальных данных (п.п. 3.1, 4.1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
При регистрации ККТ не нужно представлять в налоговый орган отчет о регистрации, если указанный отчет направлен через оператора фискальных данных.
Для перерегистрации достаточно направить отчет об изменении параметров регистрации через оператора фискальных данных.
Исключение - отказ налогового органа в регистрации (перерегистрации) по причине представления недостоверных или неполных сведений. В этом случае регистрация (перерегистрация) ККТ возможна только в общеустановленном порядке.
Кроме того, перерегистрация ККТ невозможна без подачи заявления в следующих случаях:
1. Заменяется фискальный накопитель, который:
- хотя бы какую-то часть времени работал в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных;
- был сломан и на нем невозможно сформировать отчет о закрытии архива;
2. Изменяются признаки применения ККТ, которые отсутствуют в отчете об изменении параметров регистрации:
- ККТ используется при осуществлении расчетов за маркированные товары;
- ККТ используется при выдаче (получении) обменных знаков игорного заведения и выдаче (получении) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения;
- ККТ используется для развозной и (или) разносной торговли (оказания услуг, выполнения работ) (письмо ФНС России от 12.02.2025 N АБ-4-20/1277@).
Срок регистрации (перерегистрации, снятия с учета) ККТ налоговыми органами сокращен с 10 до 5 рабочих дней (п. 7 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Появилось новое основание для снятия с учета ККТ без заявления пользователя. Теперь поводом для снятия ККТ с учета в одностороннем порядке может послужить непредоставление проверяемым лицом налоговому органу доступа к ККТ.
Повторно зарегистрировать снятую с учета ККТ в этом случае можно только после представления доступа к указанной ККТ налоговому органу (п. 19 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
ККТ при использовании QR-кодов
До 01.03.2025 обязанность применять ККТ при расчетах по QR-коду была не закреплена.
Уполномоченные органы придерживались позиции, что при расчетах через СБП применяются положения Закона N 54-ФЗ о безналичных расчетах, в том числе связанные с расчетами с предъявлением электронных средств платежа (письма ФНС России от 15.06.2022 N ЗГ-3-20/6261@, Минфина России от 08.11.2021 N 30-01-15/89950).
При этом налоговые органы разъясняли, что если оплата через СБП производится между организациями и (или) ИП, применять ККТ не нужно (информация УФНС России по Республике Карелия от 30.06.2023).
Теперь в пп. 2.2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ закрепляется, что положения об обязанности применять ККТ при безналичных расчетах с предъявлением электронного средства платежа распространяются на расчеты путем перевода денежных средств с использованием СПБ, включая расчеты с применением автоматического устройства для расчетов.
Из данной формулировки неясно, обязанность по применению ККТ возникает при расчетах через СПБ с предъявлением электронного средства платежа, или при любых расчетах через СБП.
В целях минимизации административных рисков до появления разъяснений уполномоченных органов рекомендуем продавцам применять ККТ при расчетах как с физическими лицами, так и с юридическими лицами (ИП).
Требования к чеку
ФНС России наделена полномочиями по установлению требований к:
- качеству печати и размеру символов и QR-кода на чеках;
- качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов и иных компьютерных устройствах (п. 5 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).
Пока ведомство не реализовало свои полномочия. Но еще 07.11.2024 ФНС России выпустила письмо N АБ-4-20/12720@, в котором приведены следующие рекомендации:
- параметры высоты символов (строчные буквы) обязательных реквизитов бумажного чека должны составлять не менее 2 мм;
- интервал между строками символов - не менее 0,5 мм;
- контрастность символов - не менее 40%. Для достижения этого показателя пользователем рекомендовано использовать качественную бумагу, рекомендованную изготовителем ККТ на данную модель ККТ.
Организациям и ИП, которые до 01.03.2025 имели право не применять ККТ при торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, имеют право до 01.01.2026 не указывать в чеках наименование товара и его количество (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 N 273-ФЗ).
Способ предоставления электронного чека
В дополнение к ранее действовавшим способам передачи покупателю чека добавлена возможность использования информационного ресурса ФНС России "Мои чеки онлайн".
Условия:
- покупатель согласен на такой способ получения чека;
- до совершения расчета покупатель представил, а пользователь включил в состав кассового чека абонентский номер либо адрес электронной почты, используемый для получения чеков через указанный ресурс.
Передача чека в ФНС России осуществляется оператором фискальных данных в момент расчета (подп. 2 п. 3 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Для получения чека покупателю необходимо обратиться к информационному ресурсу, доступному через сайт ФНС России, мобильные приложения "Мои чеки онлайн" и "Проверка чеков".
Кроме того, в целях соблюдения прав покупателей введена обязанность для пользователей ККТ обеспечить возможность покупателю предоставить до момента расчета:
- абонентский номер и (или) адрес электронной почты, которые используются покупателем (клиентом) для получения кассового чека;
- сведения о том, что ранее представленные абонентский номер и (или) адрес электронной почты не используются им для получения кассовых чеков в электронной форме (п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Порядок формирования чеков в общепите
Для организаций и ИП, оказывающих услуги общественного питания и непосредственно взаимодействующих с клиентами, установлен специальный порядок применения ККТ.
Кассовый чек печатается и выдается клиенту после получения его согласия на расчет, но ДО момента проведения указанного расчета (п. 5.11 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
ФНС России в письме от 14.02.2025 N АБ-4-20/1500@ привела рекомендации по формированию кассовых чеков на предприятиях общественного питания в различных ситуациях.
Так, при постоплате до момента расчета допускается выдача чека на:
- полный расчет с планируемым типом оплаты;
- отгрузку в кредит с типом оплаты "кредит". В этом случае после расчета формируется чек на оплату кредита с подтвержденным типом оплаты.
Контроль за применением ККТ со стороны управляющих рынками
На компании, управляющие рынками, возложена обязанность по проверке сведений о регистрации (перерегистрации) ККТ по месту нахождения рынка лицами, которым представляются торговые места. Теперь сведения проверяются на сайте ФНС России.
В случае выявления факта отсутствия соответствующей ККТ (при наличии обязанности по ее применению) управляющая компания уведомляет об этом лицо, допустившее нарушение, и не допускает его до осуществления деятельности до устранения нарушения.
В случае неустранения нарушения в течение 15 рабочих дней управляющая компания должна в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о предоставлении торгового места (пп. 6, 11 ч. 1 ст. 14 Закона N 271-ФЗ, п. 20 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Нарушение приведенных требований образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 16 и 17 ст. 14.5 КоАП РФ.
Экспертиза фискальных накопителей
Изготовители новых моделей фискальных накопителей должны проводить их экспертизу. Порядок проведения экспертизы аналогичен применяемому для новых моделей ККТ (п. 3 ст. 3 Закона N 54-ФЗ).
Хмелькова Елена
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
______________________________
*(1) Вторичные ресурсы - отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменения в применении ККТ с 1 марта 2025 года
Подготовлено экспертами компании "Гарант", февраль 2025 г.