Распоряжение Правительства Республики Ингушетия
от 20 сентября 2017 г. N 724-р
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Ингушетия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Министерству финансов Республики Ингушетия формирование бюджета Республики Ингушетия и межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществлять в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия при формировании местных бюджетов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов учитывать основные направления бюджетной и налоговой политики.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Республики Ингушетия, курирующего финансово-экономический блок.
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
Р. Гагиев |
Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Ингушетия
от "20" сентября 2017 г. N 724-р
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Ингушетия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Ингушетия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), статьей 16 Закона Республики Ингушетия "О бюджетном процессе в Республике Ингушетия", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 - 2017 годах.
Целью основных направлений бюджетной политики на 2018 - 2020 годы (далее - бюджетная политика) является описание условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета на 2018 - 2020 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная политика на 2018 - 2020 годы направлена на адаптацию бюджетных ресурсов к новым экономическим реалиям с целью сохранения социальной и финансовой стабильности в Республике Ингушетия, создание условий для устойчивого социально-экономического развития региона.
В приоритетах бюджетной политики Республики Ингушетия на среднесрочный период сохраняется обеспечение стабильности республиканского и местных бюджетов, формирующей условия для устойчивого экономического роста, а также исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников, более четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики.
Исходя из принципов ответственной бюджетной политики, для поддержания сбалансированности республиканского бюджета при его формировании будут приняты меры по включению в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятию новых расходных обязательств, сокращению неэффективных расходов, отказу от привлечения дорогих коммерческих кредитов, сдерживанию наращивания объема государственного долга.
Основной задачей должна стать реализация уже принятых решений в рамках бюджета 2017 - 2019 годов с конечной целью сокращения размера дефицита, а также подготовка нового бюджета на трёхлетнюю перспективу.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы распоряжением Главы Республики Ингушетия от 20 октября 2016 года N 326-рп утверждена Программа оздоровления государственных финансов Республики Ингушетия на период с 2016 по 2019 год, предусматривающая:
проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по региональным налогам и в части пониженной ставки по налогам в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации;
необходимость обеспечения снижения недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет Республики Ингушетия;
обеспечение ежегодного роста неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия;
запрет на увеличение численности государственных и муниципальных гражданских служащих Республики Ингушетия;
запрет на установление расходных обязательств Республики Ингушетия, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Важно подчеркнуть, что ограничение объёмов расходов и дефицита - это не только вопрос устойчивости республиканского бюджета, это вопрос общего экономического равновесия.
Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам республиканского бюджета.
Приоритет расходной части бюджета должен быть ориентирован на две основные цели - это в первую очередь обеспечение социальной стабильности и поддержка экономического роста.
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и в первой половине 2017 года
Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации расходов за счёт снижения неэффективных затрат. В течение 2016 года проведена оптимизация расходов республиканского бюджета на общую сумму около 0,9 млрд рублей.
В целях повышения эффективности государственного управления были приняты меры по оптимизации расходов республиканского бюджета текущего года, осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию государственных программ Республики Ингушетия с учетом приоритетности направления расходов и утвержденных показателей результативности.
В части совершенствования политики межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу и в целях повышения эффективности и результативности предоставления субсидий:
осуществляется постепенный переход к распределению межбюджетных субсидий приложениями к закону о республиканском бюджете;
установлен срок распределения субсидий, не распределенных приложениями к закону о республиканском бюджете, до 1 апреля текущего финансового года;
применен механизм перечисления межбюджетных субсидий под фактическую потребность, что позволило практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах муниципальных образований, обеспечило повышение эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты.
С целью снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет заключено соглашение с Минфином России о предоставлении бюджету Республики Ингушетия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Ингушетия на сумму 1 290,1 млн рублей сроком на 3 года. За счет этих кредитных средств произведена досрочная уплата в федеральный бюджет основного долга по ранее предоставленному кредиту в сумме 712,34 млн рублей.
Общий объем государственного долга на 1 января 2017 года составлял 2,23 млрд рублей.
Вместе с этим остается нерешенным вопрос погашения дефицита республиканского бюджета, который сформировался в том числе в связи с сокращением по сравнению с 2016 годом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 622,4 млн рублей. Основными источниками финансирования дефицита бюджета Республики Ингушетия на 2017 год планируются кредиты от кредитных организаций.
Все эти меры и непринятие новых расходных обязательств позволили стабилизировать ситуацию и обеспечить исполнение всех социальных обязательств бюджета Республики Ингушетия.
Основные направления бюджетной политики на 2018-2020 годы
В целях обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в Республике Ингушетия бюджетная политика в долгосрочном периоде будет направлена на:
ограничение роста общего объема расходов бюджета Республики Ингушетия - в целях гарантированного обеспечения исполнения расходных обязательств и сохранения устойчивости бюджета в условиях волатильности бюджетных доходов;
приоритизацию бюджетных расходов с учетом необходимости реализации на территории Республики Ингушетия приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации и Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Республике Ингушетия;
повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем нормирования бюджетных затрат и контроля в государственных закупках;
содействие проектам развития общественной инфраструктуры с вовлечением граждан через изучение и популяризацию лучших российских практик;
обеспечение открытости и понятности бюджетной информации, повышение финансовой грамотности граждан, поддержку и развитие общедоступных информационно-аналитических ресурсов.
Планирование государственных заимствований в долгосрочной перспективе предполагается осуществлять в размерах, необходимых для рефинансирования долговых обязательств и обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Республики Ингушетия.
Это основные цели и задачи, которые необходимо реализовывать в текущем году и которые поставлены в качестве приоритетов.
При этом сохранение консервативного подхода к формированию бюджетных расходов 2018 - 2020 годов принципиально важно и для долгосрочной устойчивости государственных финансов с учётом стоимости обслуживания государственного долга.
Перед Правительством Республики Ингушетия стоит сложная задача - не имея возможности наращивать общий объём расходов, тем не менее, иметь и бюджетные стимулы, которые будут соответствовать экономическому росту. Это устанавливает дополнительные требования к приоритизации расходов, потому что нельзя допустить, чтобы при сокращении дефицита бюджета и при ограничении бюджетных расходов пострадали наиболее эффективные с точки зрения структурных изменений в экономике расходы.
Кроме этого, принципиально важно достроить систему внутреннего контроля и возложить соответствующую ответственность за контроль на главных распорядителей бюджетных средств.
Основными задачами бюджетной политики на очередной бюджетный цикл остаются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;
повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
повышение эффективности мер социальной поддержки населения;
развитие внутреннего финансового контроля и мониторинга качества финансового менеджмента;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
При этом необходимым условием успешной реализации вышеперечисленных задач бюджетной политики является согласованная работа органов исполнительной власти Республики Ингушетия.
Основные направления налоговой политики на 2018-2020 годы
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Ингушетия, а также выполнения соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, при формировании проекта бюджета Республики Ингушетия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов необходимо принять меры, направленные на ограничение дефицита бюджета и уровня государственного долга, что создаст условия для социальной и экономической стабильности в республике.
Правительством Республики Ингушетия будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Республики Ингушетия и территориальных органов федеральных органов государственной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Республики Ингушетия и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал региона, содействия инвестиционным процессам в экономике, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
Важная роль в обеспечении устойчивости бюджетной системы отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств, недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.
Поддержанию финансовой стабильности республики будет способствовать реализация долговой политики Республики Ингушетия, направленной на поддержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, замещение дорогостоящих коммерческих заимствований бюджетными кредитами, своевременное исполнение долговых обязательств и снижение расходов на обслуживание государственного долга.
В соответствии с соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета Правительство Республики Ингушетия обязано обеспечить в 2017 - 2022 годах дефицит бюджета на уровне не более 10% от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год.
Согласно соглашению о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Ингушетия из федерального бюджета Правительство Республики Ингушетия обязано обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия.
Для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в республике осуществляется реализация мероприятий, утвержденных распоряжением Главы Республики Ингушетия от 20 октября 2016 г. N 326-рп "Об утверждении Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Ингушетия на период с 2016 по 2019 годов", предусматривающих снижение недоимки по налоговым платежам, сокращение неэффективных расходов и проведение эффективной долговой политики.
Основополагающими целями налоговой политики Республики Ингушетия на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов будут являться обеспечение стабильного развития экономики Республики Ингушетия.
Полагается продолжить работу по финансовому оздоровлению республики, в том числе по оптимизации льгот по налоговым платежам, сокращению недоимки по налогам в бюджеты всех уровней, пересмотру ставок по имущественным налогам. Особое внимание следует уделить работе по легализации "теневой занятости" в целях увеличения налоговой базы республики.
Также стоит продолжить работу по актуализации баз данных по имущественным налогам для увеличения собираемости налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В целях финансового оздоровления бюджета республики планируется к принятию ряд законопроектов, позволяющих увеличить доходную часть республиканского бюджета в 2018 году и последующих годах.
Для увеличения доходной части бюджета городских округов и муниципальных районов в 2018 году будет продолжена работа по мониторингу нормативно-правовых актов, принятых на местном уровне, в частности: по единому налогу на вмененный налог, по земельного налогу, по налогу на имущество физических лиц, а также патентной системе налогообложения.
Надлежит активизировать работу по стимулированию деятельности органов местного самоуправления к введению самообложения граждан в муниципальных образованиях.
В целом в бюджетной и налоговой политике Республики Ингушетия на долгосрочную перспективу будет сохранена преемственность в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих, в первую очередь, повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического роста, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в условиях складывающейся экономической ситуации. Предполагается дальнейшее повышение эффективности налоговой системы на основе роста качества администрирования доходов бюджета, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 20 сентября 2017 г. N 724-р
Текст распоряжения официально опубликован не был