Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" на действия (бездействие) Отделения Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации по Чеченской Республике при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей,
в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств и заявлений не представлено,
в присутствии представителей Заказчика: Сабиров Х.Х., Баудинов А.С-М.,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы, из Федеральной антимонопольной службы 24.11.2023 (размещена в ЕИС 00:32 23.11.2023 (МСК)) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Отделения Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации по Чеченской Республике (далее - Заказчик) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, на начальную (максимальную) цену контракта 9 318 068,70 рублей (номер извещения 0294100000223000170), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в части установления требований к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 07.11.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 318 068,70 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 23.11.2023 10:00 (МСК).
Жалоба размещена в ЕИС 00:32 23.11.2023 (МСК).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0294100000223000170 от 27.11.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурс признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок
2.2.1 Наличие у участников закупки опыта поставки товара, связанного с предметом контракта (общая цена исполненных договоров). |
По данному детализированному показателю оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов) на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей При этом, участник закупки предоставляет исполненный договор (договоры), контракт (контракты), а акт (акты) приемки, составленные при исполнении такого договора (договоров), контракта (контрактов), в том числе для договоров (контрактов), сведения по которым не размещались в ЕИС, должны быть представлены документы, подтверждающие факт взаиморасчетов. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. |
1. Заявитель не согласен с установленным Заказчиком сопоставимом характере принимаемых к оценке договоров "по изготовлению протезов нижних конечностей", ограничивающим конкуренцию для участников, изготавливающих и иные протезы верхних конечностей делится по уровню ампутации: пальца(ев) рук, кистей, предплечье, плечо, при вычленении плеча.
2. Установление требования Заказчиком о предоставлении платежных поручений, подтверждающие факт взаиморасчетов, не предусмотрено п.28 постановления 2604 и является избыточным требованием.
Таким образом, считает Заявитель, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего объект закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
За включение в описание объекта закупки требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, частью 4.1 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Заявитель считает, что Заказчиком установлены неправомерные требования формирования документации, ограничивающие конкуренцию, в нарушение требований ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 6 ст. 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, в том числе, определять перечень документов, предоставляемых претендентами на участие в закупке в составе заявки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом потребности Заказчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. N 2604 предусмотрена возможность для участника закупки предоставлять для оценки не только государственные контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, но и договоры, заключенные на основании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 22З-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также гражданско-правовые договоры. Проверить исполнение по гражданско-правовым договорам Заказчику не представляется возможным, без предоставления участниками закупки документов об их исполнении. При этом, по мнению Заказчика, предоставление только актов выполненных работ не может свидетельствовать о том, что предоставленные договоры исполнены в полном объеме.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается:
- предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта (на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В силу указанной нормы перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, не является исчерпывающим, что позволяет Заказчику, наряду с исполненным договором (договоры), актом (актами) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленным при исполнении такого договора (договоров (контрактов), сведения по которым не размещались в ЕИС), требовать предоставления иных документов подтверждающие факт взаиморасчетов.
Согласно части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В этой связи, исполнение государственных и муниципальных контрактов и договоров подразумевает исполнение сторонами своих обязательств в полном объеме, включая приемку и оплату выполненных работ, поставленного товара или оказанных услуг Заказчиком.
Частью 1 статьи 408 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращает надлежащее исполнение.
Согласно позиции Минфина Российской Федерации, выраженной в письмах от 19 мая 2020 года N 24-03-08/40826 и от 05 ноября 2020 года N 24-03-08/96309, если обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, формальное окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств.
Таким образом, обязательства всех сторон по договору (контракту) будут считаться исполненными только при условии оплаты товаров, работ, услуг, принятых заказчиком, в соответствии с условиями договора (контракта).
Заказчик считает, что предусмотренные в конкурсе критерии и порядок оценки заявок участников закупки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение добросовестных победителей конкурса - лиц, наиболее соответствующих потребностям Заказчика при выполнении работ.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Чеченского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости и т.д.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется, в том числе критерий оценки "квалификация участников закупки".
Согласно пункту 24 раздела V (оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки") Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Также данным пунктом Положения предусмотрено, что Порядком может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
В силу указанной нормы перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, не является исчерпывающим, что позволяет Заказчику, наряду с исполненным договором (договоры), актом (актами) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленным при исполнении такого договора (договоров), требовать предоставления иных документов (например, платежных документов, подтверждающих исполнение представленных контрактов в полном объеме, включая оплату выполненных работ, поставленного товара, оказанных услуг.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В этой связи, исполнение государственных и муниципальных контрактов и договоров подразумевает исполнение сторонами своих обязательств в полном объеме, включая приемку и оплату выполненных работ, поставленного товара или оказанных услуг Заказчиком.
Пунктом 1 статьи 408 ГК РФ установлено, что надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно позиции Минфина Российской Федерации, выраженной в письмах от 19 мая 2020 года N 24-03-08/40826 и от 05 ноября 2020 года N 24-03-08/96309, если обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, формальное окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств.
Таким образом, обязательства всех сторон по договору (контракту) будут считаться исполненными только при условии оплаты товаров, работ, услуг, принятых заказчиком, в соответствии с условиями договора (контракта).
В III разделе Порядка об отдельных положениях о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки (далее Порядок), предусмотренных разделом II Порядка, заказчик предусмотрел предоставление со стороны участника закупки актов приемки выполненных работ, составленных при исполнении таких договоров, а также платежных поручений с отметкой кредитной организации об оплате таких актов или иных документов, подтверждающих оплату предоставленных актов приемки.
С учетом указанных норм, при отсутствии в законодательстве о контрактной системе исчерпывающего перечня документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, положения извещения об осуществлении закупки, предусматривающие в качестве таких документов, в том числе, платежные поручения с отметкой кредитной организации об оплате таких актов или иные документы, подтверждающие оплату предоставленных актов приемки, не противоречат пункту 11 части 1 статьи 42, части 8 статьи 32, подпункту "в" пункта 28 Положения N 2604.
В рассматриваемом случае Комиссией Чеченского УФАС России не установлено нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допущенных при подготовке извещения о закупке в оспариваемой части. Заказчик, реализуя свое исключительное право на подготовку конкурсного лота руководствовался необходимостью удостовериться в надлежащем опыте участников не только выполнять конкретные виды работ, но и завершать заключительные контракты взаимным исполнением.
При исследовании обстоятельств дела не представлено доказательств нарушения права Заявителя, как потенциального участника закупки, установленными требованиями, как и не доказано, что конкретным лицам установленные критерии позволяют получить необоснованное преимущество в нарушение принципов контрактной системы.
С учетом того что перечень документов, установленный подпунктом "в" п. 28 Положения, подтверждающий наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим, Заказчик вправе установить требование о представлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренных абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, подтверждающих исполнение указанных договоров.
Изложенная позиция отражена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.2022 г. N 24-06-07/41956.
Комиссия отмечает, что вне зависимости от наличия предложения от участника закупки по оспариваемому критерию, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 г. N 307-ЭС19-21226 по делу N А44-6018/2018 "основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки".
Судебная практика основывается на том факте, что установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое другое лицо независимо от наличия документов, подтверждающих конкретный показатель.
Аналогичные выводы содержаться в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2021 г. по делу N А53-13738/2020, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 г. по делу N А53-9946/2020, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.11.2019 г. N 307-ЭС19-12629 по делу N А56-115357/2018.
При изложенных обстоятельствах Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" на действия (бездействие) Отделения Фонда Пенсионного и Социального Страхования Российской Федерации по Чеченской Республике при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, на начальную (максимальную) цену контракта 9 318 068,70 рублей (номер извещения 0294100000223000170) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 30 ноября 2023 г. N 020/06/31-55/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023