На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Технотрейд" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования и науки города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку учебного оборудования для оснащения предпрофессиональных классов по модулю "Промышленная робототехника" для образовательных учреждений ДОНМ в 2023 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001423001551) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки).
В связи с тем, что контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта, не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 13.11.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 20.11.2023.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 10.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 495 854 565,44 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Москвы, КБК - 075070203А0208200244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.10.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "Ланит-Интеграция" заключен государственный контракт от 17.11.2023 N 0173200001423001551 по цене 1 495 854 565,44 руб.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших Описание объекта закупки.
1.1 Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом необоснованно укрупнен объект закупки.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции,в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка учебного оборудования для оснащения предпрофессиональных классов по модулю "Промышленная робототехника" для образовательных учреждений ДОНМ
в 2023 году (далее - Объект закупки).
В соответствии с Извещением к Объекту закупки относятся конструктор на основе аппаратной платформы для проектирования электронных устройств по автоматики и робототехники (далее - Товар N 1) в количестве 468 штук, набор для изучения и программирования контроллеров по автоматике и робототехники (далее - Товар N 2) в количестве 472 штуки (далее - Товары).
В силу пункта 3.1 проекта контракта Извещения (далее - Проект контракта) поставка Товаров осуществляется Заказчику с 10.11.2023 по 05.12.2023.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что ввиду укрупнения Заказчиком, Уполномоченным органом Объекта закупки поставить Товары в установленный срок не представляется возможным.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно пункту 2.2.1 Устава Заказчика, утвержденного распоряжением Департамента образования и науки города Москвы от 20.01.2020 N 34р, Заказчик осуществляет полномочия по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг для нужд Департамента образования и науки города Москвы и государственных учреждений. Также указанные полномочия Заказчика отражены в приказе Департамента образования города Москвы от 15.03.2023 N 202 "О наделении Государственного казенного учреждения города Москвы Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования и науки города Москвы полномочиями в сфере закупок".
Так, согласно Описанию объекта закупки поставка Товаров осуществляется в адрес 118 школ и иных учреждений, расположенных на территории Москвы.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих невозможность поставки Товаров в установленный срок.
Дополнительно в рамках рассматриваемого довода представитель Заявителя сообщил, что укрупнение Объекта закупки ограничивает участие в Аукционе потенциальных поставщиков, имеющих опыт исполнения контракта (договора) исключительно по поставке товаров, аналогичных Объекту закупки, ввиду увеличения необходимой стоимости исполненных обязательств по контракту (договору), подтверждающему соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренным частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия отмечает, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено ограничений в части предметной области исполненного контракта (договора), предоставляемого в качестве подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, исходя из системного толкования положений Закона о контрактной системе, требования к объему, количеству товаров, работ, услуг формируются заказчиком с учетом его потребностей, специфики деятельности и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя в части необоснованного укрупнения Заказчиком, Уполномоченным органом Объекта закупки не нашел своего подтверждения.
1.2 Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлена совокупность требований к характеристикам Товаров, отсутствующих в свободной продаже на рынке.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что в соответствии с Описанием объекта закупки Заказчиком установлены в том числе следующие требования к характеристикам Товара N 2:
- "Сервомодуль представляет собой единый электромеханический модуль, включающий в себя привод на базе двигателя постоянного тока, понижающий редуктор, встроенную систему управления: 7";
- "Сервомодуль должен обладать интегрированной системой управления, обеспечивающей обратную связь, контроль параметров, а также обеспечивающей возможность последовательного подключения друг с другом и управления сервомодулями по последовательному полудуплексному асинхронному интерфейсу: наличие";
- "Сервомодуль должен обладать абсолютным бесконтактным энкодером (14Bit, 360 угловых градусов) на датчике Холла: наличие";
- "Режим управления скоростью: наличие";
- "Режим управления положением: наличие";
- "Режим управления положением расширенный (многооборотный): наличие";
- "Режим управления с помощью широтно-импульсной модуляции: наличие";
- "Напряжение питания: 6,5
16 В";
- "Передаточное отношение редуктора: 259 ед.";
- "Максимальный момент: 1,5 Н*м";
- "Номинальная скорость вращения в режиме постоянного вращения:
0
65 об/мин";
- "Максимальная величина угла поворота в режиме позиционного управления: 360 угловых градусов";
- "Количество оборотов в режиме контроля положения: 256 шт.";
- "Разрешающая способность: 0,0219 угловых градусов";
- "Интерфейс полудуплексный UART с напряжением 5В для подключения по последовательному интерфейсу: 1 шт.";
- "Кол-во одновременно подключаемых устройств на одну шину, последовательно или по цепочке с помощью интерфейса полудуплексный UART
с напряжением 5В: 250 шт.".
По мнению Заявителя, на рынке отсутствуют сервомодули с указанной совокупностью характеристик.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Описание объекта закупки составлено в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии представили письма производителей ООО ТК "Полюс" (Российская Федерация) (исх. от 15.11.2023 N 202), ООО "Прикладная робототехника" (Российская Федерация) (исх. от 15.11.2023 N 15-11/1), ООО "НТЦ ЭТ" (Республика Беларусь) (исх. от 15.11.2023 N 1511-1), поступившие в ответ на запросы Заказчика (от 14.11.2023 б/н, от 15.11.2023 б/н) и содержащие информацию о возможности производства и поставки оборудования в соответствии с требованиями Описания объекта закупки.
Таким образом, довод Заявителя в части ненадлежащего установления Заказчиком, Уполномоченным органом совокупности требований к характеристикам Товаров не нашел своего подтверждения.
1.3 Согласно доводу Заявителя Описание объекта закупки не позволяет определить необходимые к поставке Товары.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены следующие характеристики роботов-манипуляторов Товаров:
- "Минимальная грузоподъемность: 0,2 кг;
- "Программируемый контроллер управления макетом производственной линии 1 шт.";
- "Модуль технического зрения 1 шт.";
- "Комплект для сборки соревновательного полигона 1 шт.".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что описание указанных характеристик не в полном объеме позволяет определить требования к закупаемому оборудованию, в том числе к комплектности, упаковке.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что 19.10.2023 в адрес Заказчика поступил запрос Заявителя о даче разъяснений положений Извещения, содержащий в том числе вышеуказанные вопросы (далее - Запрос),при этом 23.10.2023 Заказчик в рамках регламентированного Законом о контрактной системе срока разместил в ЕИС разъяснение положений Извещения.
Комиссией установлено, что Заказчиком по результатам рассмотрения Запроса даны надлежащие разъяснения положений Извещения, не изменяющие суть Извещения.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, что Описание объекта закупки не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системы описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
На заседании Комиссии установлено, что Описание объекта закупки содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых Товаров установленным требованиям.
Также Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки не указаны товарные знаки Товаров, в связи с чем заявка на участие в закупке должна содержать характеристики предлагаемых участником закупки Товаров, соответствующие показателям, установленным в Описании объекта закупки.
При этом в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения не содержится требование об указании в составе заявки на участие в Аукционе характеристик предлагаемых участником закупки Товаров.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 20.11.2023 по делу N П-368/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 ноября 2023 г. N П-368/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023