На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение АО "ИНТЕХ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Управлением имущественных и земельных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - Заказчик), Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно исследовательской работы по разработке проекта схемы территориального планирования Усть-Абаканского района Республики Хакасия (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0380200000123005171) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Конкурса в части указания недостоверной информации о размере снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) при подаче ценового предложения ООО НИИ "Земля и город" (ИНН: 5260008219) (далее - Участник).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 16.11.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 21.11.2023.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 10.08.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) НМЦК - 2 533 000 руб.;
4) источник финансирования - бюджет муниципального образования
Усть-Абаканский район Республики Хакасия;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.08.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 27.09.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 4 заявок участников закупки требованиям, установленным Извещением и Законом о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признан Заявитель с предложением о цене контракта в размере 2 500 000 руб.;
10) Заказчиком с Заявителем заключен контракт от 09.10.2023
N 03802000001230051710001 (реестровый номер в ЕИС - 3191001083823000026).
В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок.
В силу пункта 10 Единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Единые требования), информационное взаимодействие электронных площадок, специализированных электронных площадок с единой информационной системой, иными государственными информационными системами, осуществляемое с использованием инфраструктуры федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и единой системой межведомственного электронного взаимодействия, осуществляется на принципах соблюдения полноты, достоверности предоставляемой информации, получаемой, обрабатываемой и размещаемой в рамках информационного взаимодействия, а также конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации. Представление с электронных площадок, специализированных электронных площадок информации и документов,не подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе размещению на официальном сайте единой информационной системы в сети "Интернет", осуществляется исключительно в единую информационную систему.
Также согласно подпункту "а" пункта 15 Единых требований программно-аппаратными средствами электронной площадки, специализированной электронной площадки обеспечиваются проведение в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки) электронных процедур, закрытых электронных процедур соответственно.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом Правительством Российской Федерации утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Разделом II "Оценка заявок по критерию оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" Положения предусмотрены формулы, в соответствии с которыми определяется значение количества баллов по соответствующему критерию и которые содержат различные числовые значения.
Согласно пунктам 1, 2 части 7 статьи 37 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая: до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 37 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 статьи 37 Закона о контрактной системе, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Конкурса в части указания недостоверной информации о размере снижения НМЦК при подаче ценового предложения Участника.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2023 N ИЭОК1 Участником в составе заявки указано ценовое предложение в размере 1 899 750,01 руб. (далее - Ценовое предложение).
Комиссией установлено, что Ценовое предложение ниже НМЦК
на 24,9999996 %.
Вместе с тем Заявитель на заседании Комиссии пояснил, а также представил сведения, согласно которым в личном кабинете Заказчика на сайте Оператора электронной площадки указана информация, согласно которой Ценовое предложение составляет 1 899 750,01 руб. и ниже НМЦК на 25 %, что вводит в заблуждение Заказчика при оценке заявок на участие в Конкурсе, а также при направлении Участнику контракта на подпись с целью однозначного понимания необходимости применения положений части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что округление ценового предложения Участника Конкурса осуществлено по математическим правилам в большую сторону.
Также представитель Оператора электронной площадки на заседание Комиссии представил информацию, согласно которой функционалом сайта Оператора электронной площадки предусмотрено отображение информации в личном кабинете заказчиков на сайте Оператора электронной площадки о применении антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе в случае, если снижение ценовых предложений участников по закупкам, проводимых Оператором электронной ниже начальной (максимальной) цены контракта на 25 и более процентов.
Комиссия обращает внимание, что исходя из комплексного толкования положений статей 34, 43 Закона о контрактной системе презюмируется беспроцентное значение ценовых предложений, содержащихся в заявках участников закупок.
Кроме того, согласно письму Минфина России от 03.11.2023 N 24-06-09/105313 законодательством Российской Федерации не установлено единых правил округления чисел, выраженных в десятичной системе счисления. Вместе с тем при оценке заявок заказчик может воспользоваться правилом математического округления чисел. Так, в случае получения дробных итоговых числовых значений, имеющих более 2 знаков в дробной части, осуществляется округление полученных значений до 2 знаков после запятой. Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно определяет порядок оценки заявок на участие в конкурсах, в том числе порядок округления числовых значений, используемых при оценке заявок участников закупки.
Таким образом, Комиссия обращает внимание, что заказчики при оценке заявок, содержащих предложения о цене контрактов, руководствуются общими правилами, предусмотренными Положением и самостоятельно устанавливают математические механизмы округления числовых значений, используемых при оценке заявок участников закупки и не обязаны императивно учитывать информацию, предоставляемую Оператором электронной площадки.
Комиссией также установлено, что Оператор электронной площадки в ответ на запросы Уполномоченного органа, Заявителя о необходимости подтверждения информации о размере снижения НМЦК при подаче Ценового предложения (далее - Запросы) сообщил, что такой показатель составляет 24,9999996 %.
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что в ЕИС и в ответах Оператора электронной площадки на Запросы не содержится указание о корректировке Оператором электронной площадки округленного показателя процентного снижения ценового предложения Участника Конкурса от НМЦК и информация о необходимости применения к Участнику Конкурса антидемпинговых мер в порядке, предусмотренном статьей 37 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств при отображении недостоверной информации о размере снижения НМЦК Участника.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 21.11.2023 по делу
N П-375/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2023 г. N П-375/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023