Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Строительно-отделочная фирма "БАРО" на действия Заказчика ГУЗ Саратовской области "Советская районная больница" при проведении электронного аукциона N 0360300010323000126 "Поставка шприцев",
УСТАНОВИЛА:
16.11.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Строительно-отделочная фирма "БАРО" на действия Заказчика ГУЗ Саратовской области "Советская районная больница" при проведении электронного аукциона N 0360300010323000126 "Поставка шприцев" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, а также письменные пояснения, согласно которым считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
09.11.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ Саратовской области "Советская районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 713,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закон о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка шприцев.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки), в частности к товару по позиции 2 "Шприц общего назначения" с использованием позиции каталога товаров, работ и услуг (далееКТРУ) 32.50.13.110- 00004563, а именно:
"Градуированный объем шприца*: > 3 и < 5 мл Кубический сантиметр;^миллилитр
Номинальная вместимость****: 4 Кубический сантиметр;^миллилитр
Игла в комплекте: Две или более
Первая игла: 16G-21G, из нержавеющей стали, диаметр 0,8 мм, длина > 38 мм и 50 мм; надета на шприц.
Вторая игла: 21G-22G, из нержавеющей стали, диаметр 0,7 мм, длина 30(+1,5/-2,5)мм.
Коннектор: Луер Лок*****
Цилиндр шприца изготовлен из прозрачного светозащитного материала.
******
Тип шприца: 3-х компонентный***
* Значение установлено с использованием минимального (> - более) и максимального ( - менее или равно), (< - менее) значений.
*** В трехкомпонентном шприце имеется специальная резиновая часть, которая улучшает скольжение поршня внутри цилиндра.
**** Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ ISO 7886-1-2011 (п.3.1). Характеристика "номинальная вместимость" установлена в целях обеспечения ЛПУ шприцами разных объемов для наиболее точного дозирования лекарственных средств при оказании медицинской помощи, при этом имеющийся в КТРУ диапазон > 3 и < 5 мл не отвечает потребности заказчика в определенном номинальном объеме шприца и применение характеристики "номинальная вместимость" исключает вероятность поставки товара, не соответствующего потребности Заказчика".
***** У шприцев с коннектором типа ЛуерЛок игла крепится специфическим образом, вкручиваясь в крепление на цилиндре шприца, что подходит для таких манипуляций как, забор жидкости в диагностических целях, введение медикаментов с помощью инфузионных насосов.
******Светозащитный материал цилиндра обеспечивает защиту светочувствительных лекарственных препаратов от воздейсвия ультрафиолетовых лучей, при этом прозрачный цилиндр обеспечивает возможность визуального контроля содержимого шприца".
Согласно доводу жалобы, совокупности требований, установленных Заказчиком в описании объекта закупки (а именно требовании о номинальной вместимости 4 мл.), соответствует только два производителя товара: ООО "ПРЕМЬЕР МЕД" (NРЗН 2019/9116 от 23.10.2019) и ООО "МПК ЕЛЕЦ" (NФСР 2008/03888 от 17.07.2019), в связи с чем Заказчик ограничивает конкуренцию в рамках проведения данной закупки. Также Заявитель указывает о взаимосвязанности данных производителем, ориентируясь на сведения google.ru/maps.
Согласно пояснениям Заказчика, производство шприцев 4 мл предусмотрено регистрационными удостоверениями N ФСЗ 2011/11301 от 20.12.2011 г. (производство "Бектон Дикинсон С.А.", Испания), NФСЗ 2009/03803 от 17.02.2009 г. (производство "Уси Юйшоу Медикал Эплаенсиз Ко.Лтд.", Китай).
Cамому участнику закупки известно два производителя требуемого к поставке товара. Анализ деятельности указанных производителей не относится к предмету жалобы: по данным ЕГРЮЛ ООО "ПРЕМЬЕР МЕД" и ООО "МПК ЕЛЕЦ" самостоятельные юридические лица, не отвечающие признакам аффилированности. Соответственно их товары не тождественны и конкурентны.
На участие в рассматриваемой закупке подано 3 заявки, все участники подавали ценовые предложения в ходе проведения электронного аукциона, что свидетельствует о наличии здоровой конкуренции.
Комиссией Саратовского УФАС России также установлено, что шприцы номинальной вместимостью 4 мл. изготавливаются также производителем ООО "Группа СТК" г. Самара (РУ от 18.03.2020 NФСР 2010/08843).
Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка шприцев, а не их изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в нарушение Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-Правила использования КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Постановление Правительства N 145) указаны в описании объекта закупки характеристики, отсутствующие в КТРУ без обоснования их применения.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановление Правительства N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правила использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление Правительства N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В силу п. 6 Правила использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно позиции КТРУ 32.50.13.110-00004563 установлена обязательная для применения характеристика "Градуированный объем шприца", среди значений которой установлено в том числе значение "> 3 и < 5 Кубический сантиметр;^миллилитр", которая также указана Заказчиком в описании объекта закупки.
Заказчиком при формировании описания объекта закупки также указано обоснования применения характеристики номинальный объем 4 мл.: "Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ ISO 7886-1-2011 (п.3.1). Характеристика "номинальная вмести-мость" установлена в целях обеспечения ЛПУ шприцами разных объемов для наиболее точного дозирования лекарственных средств при оказании медицинской помощи, при этом имеющийся в КТРУ диапазон > 3 и < 5 мл не отвечает потребности заказчика в определенном номинальном объеме шприца и применение характеристики "номинальная вместимость" исключает вероятность поставки товара, не соответствующего потребности Заказчика".
Таким образом, в действиях Заказчика при указании дополнительных характеристик при применении позиции КТРУ отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, установление Заказчиком показателя "номинальная вместимость" противоречит Закону о контрактной системе, так как регистрационные удостоверения ООО "ПРЕМЬЕР МЕД" и ООО "МПК ЕЛЕЦ" содержат характеристики "вместимость", что отличается от установленной Заказчиком характеристики.
В п. 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 7886-1-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования" указано: "Номинальная вместимость (nominal capacity): Вместимость шприца, обозначенная изготовителем. Примечание - Например, вместимость 1 мл, 5 мл, 50 мл".
Формулируя понятие "номинальная вместимость", ГОСТ использует определяющее слово "вместимость". В примечании указывается пример обозначения производителем номинальной вместимости также одиночным словом "вместимость", без прилагательного "номинальная".
В определении "номинальной вместимости" указано, что она обозначается производителем. Производитель обозначает вместимость шприца в технической и эксплуатационной документации, которую он готовит для регистрации медицинского изделия и по которой осуществляет производство. Далее вместимость указывается в регистрационном удостоверении, подтверждающем факт государственной регистрации медицинского изделия.
Кроме того, в государственном реестре медицинских изделий размещены инструкции по применению к указанным регистрационном удостоверениям. В них понятие "номинальная вместимость" используется и его значения, в том числе 4 мл, полностью соответствуют значениям понятия "вместимость" в регистрационном удостоверении.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Строительно-отделочная фирма "БАРО" на действия
Заказчика ГУЗ Саратовской области "Советская районная больница" при проведении электронного аукциона N 0360300010323000126 "Поставка шприцев" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 23 ноября 2023 г. N 064/06/33-1510/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023