Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "М_", извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-747/2023 надлежащим образом;
в присутствии представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия - _., действующей на основании доверенности N82 от 22.11.2023 года (со сроком действия по 31 декабря 2023 года (включительно)); _., действующей на основании доверенности N54 от 09.01.2023 года (со сроком действия по 31 декабря 2023 года (включительно)), участвующей в рассмотрении настоящего дела до перерыва;
рассмотрев 22 ноября 2023 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "М_" (далее - ООО "М_", Заявитель) на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0209100000223000130 на поставку сигнализаторов звука цифровых световых и вибрационных получателям в целях социального обеспечения в 2024 году (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 15.11.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика (вх.N5827-ЭП/23 от 15.11.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 17.11.2023 года NДМ/4653/23 рассмотрение жалобы назначено на 21.11.2023 года в 16 часов 45 минут.
17.11.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202300109157000651).
21.11.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 15 минут 22.11.2023 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе сторон и Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0209100000223000130 о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 31.10.2023 15:46 (МСК) (изменение извещения о проведении электронного аукциона от 09.11.2023 NИИ2).
Начальная (максимальная) цена контракта: 313 510,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.11.2023 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 21.11.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 NИЭА1 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в части описания объекта закупки. Так Заказчиком установлено, что поставляемый товар должен соответствовать ГОСТ Р 70185-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия", который разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "_.", следовательно, по мнению ООО "М_", характеристикам закупаемого Заказчиком товара соответствует лишь товар (сигнализаторы звука) производства группы компаний "Исток".
Заказчик не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу (вх.N5970/23 от 20.11.2023 года).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что объектом рассматриваемой закупки является поставка сигнализаторов звука цифровых с вибрационной и световой индикацией (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2): 27.90.20.120 - Приборы световой и звуковой сигнализации электрические; код позиции КТРУ - 27.90.20.120-00000001 - "Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией" (дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.02.2019; дата окончания применения позиции каталога - бессрочно; характеристики товара отсутствуют); код позиции КТРУ - 27.90.20.120-00000002 - "Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией" (дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.02.2019; дата окончания применения позиции каталога - бессрочно; характеристики товара отсутствуют).
Согласно разделу извещения "Описание объекта закупки" к поставке требуются сигнализаторы звука цифровые с вибрационной и световой индикацией, в том числе (индикатор) с вибрационной и световой индикацией беспроводного типа должны оповещать получателей с потерей слуха о наличии светового, звукового и информационного сигнала (дверного звонка, домофона, телефона и плача ребенка), которые должны соответствовать требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия", Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4) "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные", Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52084-2003 "Приборы электрические бытовые. Общие технические условия", Межгосударственного стандарта ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды". Технические и функциональные характеристики, количество закупаемого товара указаны Заказчиком в таблице N1 рассматриваемого раздела извещения N0209100000223000130.
Присутствующие на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, к которым относятся и сигнализаторы звука цифровые с вибрационной и световой индикацией. Описание объекта закупки N0209100000223000130 составлено Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, положениями ГОСТа Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия", приказа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации N2178 от 01.11.2023 года "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 года N162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 года N162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Порядок разработки и утверждения национального стандарта установлен статьей 24 Федерального закона от 29.06.2015 года N162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Данный порядок предусматривает обязанность разработчика проводить публичное обсуждение проекта национального стандарта, составлять перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний, включая результаты рассмотрения данных замечаний, доработку проекта национального стандарта с учетом полученных замечаний.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2022 года N526-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" с датой введения в действие 1 декабря 2022 года (далее - ГОСТ Р 70185-2022). Данный стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методы их испытаний.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав положения извещения о проведении Аукциона, отмечает, что описание объекта закупки составлено Заказчиком исходя из его потребностей в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе с применением показателей, предусмотренных ГОСТом Р 70185-2022.
При этом согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседание Комиссии Заявителем не представлено документов и сведений, однозначно и неопровержимо подтверждающих тот факт, что совокупности установленных требований к сигнализаторам звука соответствуют исключительно товары производства группы компаний "И_", равно как Заявителем не представлено документов и доказательств, свидетельствующих о невозможности предложения к поставке изделия производства иных производителей, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "М_." на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия при проведении электронного аукциона N0209100000223000130 на поставку сигнализаторов звука цифровых световых и вибрационных получателям в целях социального обеспечения в 2024 году необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22 ноября 2023 г. N 013/06/42-747/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023