Резолютивная часть объявлена 23 ноября 2023 года Изготовлено в полном объеме 28 ноября 2023 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
<_> |
член Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Акционерное общество "Русские вертолетные системы" (далее - АО "РВС") |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
<_>(по доверенности, личность удостоверена) |
|
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" (далее - ОБУЗ "КОМКБ", заказчик) |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
<_>.<_> (по доверенности, личность удостоверена) |
|
Уполномоченный орган |
Министерство имущества Курской области |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия; поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя уполномоченного органа) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144200002423000137 |
|
Объект закупки |
Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
30 238 100 руб. 00 коп. |
|
Дата размещения извещения о закупке |
09.11.2023 |
|
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
17.11.2023 |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
1 (одна), идентификационный номер заявки 1 |
|
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
"Здравоохранение" |
Заседание проведено дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/6064371739, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
- заказчиком, уполномоченным органом в нарушение требований п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_") при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки не установлены требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки сертификата эксплуатанта.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- уполномоченный орган в письменном мотивированном объяснении, предоставленном в материалы дела, возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представители заказчика возражали против доводов жалобы и также указали, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям ФЗ "О контрактной системе...", просили учесть, что проект контракта содержит требование о предоставлении исполнителем сертификата эксплуатанта;
- представитель заявителя поддержал довод жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В силу ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.3 ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации Юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
В силу ч.1 ст.114 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Частью 3 ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Приказом Минтранса России от 19.11.2020 N494 утверждены федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" (далее - Правила).
Согласно Перечню авиационных работ (приложение N1) Правил авиационные работы с целью оказания медицинской помощи подлежат осуществлению при наличии документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя (сертификат эксплуатанта).
Из вышеприведенных положений Воздушного кодекса Российской Федерации, Правил следует, что юридические лица, осуществляющие авиационные работы с целью оказания медицинской помощи, могут осуществлять такую деятельность при условии получения документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя (сертификат эксплуатанта).
Комиссия отмечает, что данная правовая позиция подтверждается в том числе судебной практикой - определением Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2018 N304-КГ18-8623 (А46-5051/2017).
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае авиационные работы являются самостоятельным объектом закупки N0144200002423000137, Заказчик, уполномоченный орган обязаны были в извещении установить требования о наличии у участника закупки сертификата (свидетельства) эксплуатанта и представлении его в составе заявки на участие в закупке.
Как подтверждается сведениями официального сайта ЕИС, заказчиком, уполномоченным органом при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки требования к участникам закупки на основании п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, не установлены.
Представители заказчика в ходе заседания Комиссии Курского УФАС России пояснили, что извещение, в частности п.2.3 проекта контракта и описание объекта закупки содержат требование о предоставлении сертификата эксплуатанта.
Согласно п.2.3 проекта контракта: "Право "Исполнителя" на выполнение Работ подтверждается сертификатом эксплуатанта ____________________, а также документами, предусмотренными пунктом 2 Технического задания (приложение N 1 к Контракту)".
Как подтверждается материалами дела, проект контракт содержит требование исключительно к исполнителю Контракта, а не к участникам закупки, как это предусмотрено п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...". Описание объекта закупки, размещенное в ЕИС требование о наличии у участника закупки и предоставлении в составе заявки сертификата эксплуатанта не содержит.
При таких обстоятельствах, заказчик сформировал требования к участникам закупки, а уполномоченный орган разместил такие требования в нарушение ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 ФЗ "О контрактной системе...".
В этой связи, довод жалобы нашел подтверждение материалами дела и является обоснованным.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N0144200002423000137 от 21.11.2023 на участие в закупке подана одна заявка с идентификационным номером 1. Заявка участника признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения
Как подтверждается, представленными оператором электронной площадки в материалы дела документами и сведениями, заявка единственного участника содержит сертификат эксплуатанта.
Материалами дела установлено, что запросы о разъяснении положений извещение об осуществлении закупки не поступали.
Учитывая изложенное, выявленные в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 ФЗ "О контрактной системе..." не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем предписание об устранении выявленных нарушений не выдается.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу акционерного общества "Русские вертолетные системы" обоснованной.
2. Признать заказчика - ОБУЗ "Курская областная многопрофильная клиническая больница", уполномоченный орган - Министерство имущества Курской области нарушившими требования ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N046/06/42-581/2023 для сведения в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
5. Передать материалы дела N046/06/42-581/2023 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возможности возбуждения административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
<_><_><_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 28 ноября 2023 г. N 046/06/42-581/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023