Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская центральная районная больница": - (по доверенности), - (по доверенности),
в отсутствие подателя жалобы - ИП Брунштейн Марьяны Игоревны, уведомлена надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Брунштейн М.И. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N 0351300020023000423 на поставку расходных материалов для медицинского применения (4 квартал лот 93-5), начальная (максимальная) цена контракта - 130 016,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ИП Брунштейн М.И. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N 0351300020023000423 на поставку расходных материалов для медицинского применения (4 квартал лот 93-5).
В соответствии с извещением о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 10.11.2023 г.;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке 20.11.2023 г.
Суть жалобы ИП Брунштейн М.И. заключается в следующем.
1) податель жалобы считает, что в описании объекта закупки включены необоснованное требование о том, что реагенты должны соответствовать рекомендациям завода - производителя гематологических анализаторов "MicroCC-20Plus".
Указанное требование, по мнению подателя жалобы, необоснованно исключает возможность поставки эквивалентных реагентов иных производителей, которые поставляются к этим анализаторам и применяются в ЛПУ.
2) По мнению подателя жалобы, заказчик в описании объекта закупки излишне детализировал описание требуемых характеристик товара в п.п. 1, 3 и 4, что является нарушением ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
3) Заказчиком при формировании извещения о закупки были применены позиции КТРУ: 21.20.23.110-00005033 "Подсчет клеток крови ИВД, реагент", 21.20.23.110-00005041 "Подсчет клеток крови ИВД, реагент",21.20.23.110-00005491 "Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы", 21.20.23.110-00005063 "Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал".
Указанные позиции КТРУ содержат обязательные к применению характеристики. Вместе с тем, в описании объекта закупки заказчиком установлены дополнительные требования к характеристикам товара, которые отсутствуют в указанных позициях КТРУ, кроме того, описание объекта закупки не содержит обоснования необходимости установления дополнительных характеристик.
ГБУЗ НСО "Барабинская центральная районная больница" в возражениях на жалобу ИП Брунштейн М.И. не согласилось с доводами жалобы, а также сообщило.
Согласно п.2.4 инструкции на автоматический гематологический анализатор "MicroCC-20Plus", размещенной на официальном сайте Росздравнадзора, для обеспечения необходимой точности получаемых результатов необходимо использовать реагенты, которые рекомендованы фирмой-производителем.
Кроме того, согласно письмам производителя автоматического гематологического анализатора "MicroCC-20Plus" корректная работа анализатора обеспечивается только при использовании реагентов производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз" (Россия) или "High Technology Inc" (США), как адаптированных для работы на данном типе анализаторов и прошедших соответствующие испытания. Идентификация реагентов производится при помощи размещенного на упаковке специального кода, содержащего информацию о производителе, сроке годности и содержании реагентов. Попытка использования реагентов других производителей на автоматическом гематологическом анализаторе "MicroCC-20Plus" может привести к снижению точности получаемых результатов, некорректной работе анализатора и выходу прибора из строя.
Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1) Согласно ч.1 ст.42 Закон о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно описанию объекта закупки предлагаемые к поставке реагенты должны иметь на упаковке штрих-код для автоматического ввода реагента, который необходим для идентификации реагентов, а также установлено требование о том, что реагенты должны соответствовать рекомендациям завода - производителя гематологических анализаторов "MicroCC-20Plus".
Кроме того, описанием объекта закупки установлено, что поставка эквивалента недопустима в связи с необходимостью совместимости с оборудованием и реагентами, имеющимися у заказчика.
Росздравнадзором в письме N 09-С-571-1414 от 05.02.2016 указано, что в соответствии с ч.3 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведённых экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
Согласно представленным заказчиком письмам производителя автоматического гематологического анализатора "MicroCC-20Plus" корректная работа анализатора обеспечивается только при использовании реагентов производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз" (Россия) или "High Technology Inc" (США), как адаптированных для работы на данном типе анализаторов и прошедших соответствующие испытания. Попытка использования реагентов других производителей на автоматическом гематологическом анализаторе "MicroCC-20Plus" может привести к снижению точности получаемых результатов, некорректной работе анализатора и выходу прибора из строя.
Вместе с тем, в соответствии с позицией Росздравнадзора, изложенной в письме от 20.05.2022 N 10-30847/22, если расходные материалы (аналоги), зарегистрированные в установленном порядке, успешно прошли исследования (испытания) с медицинским изделием, что подтверждается информацией, содержащейся в регистрационном досье данных расходных материалов (аналогов), то потребитель вправе использовать их наряду с оригинальными расходными материалами (аналогами) независимо от того, есть ли разрешение производителя основного медицинского изделия.
При этом, в указанных письмах содержится информация о том, что "Комплект реагентов "Юни-Гем" для анализа форменных элементов крови и гемоглобина на различных гематологических анализаторах по ТУ 9398-247-45399867-2006" (регистрационное удостоверение N ФСР 2011/10980) производства ООО "РЕАМЕД" не тестировался на гематологическом анализаторе "MicroCC-20Plus", и запросов на апробацию от ООО "РЕАМЕД" в адрес производителя анализатора "MicroCC-20Plus" ("High Technology, Inc.", США) не поступало. Кроме того, "Гематологический контроль "ГематролR 3D" для контроля качества проведения общего анализа крови по ТУ 21.20.23-011-26329720-2019" не имеет аттестованные значения для автоматического гематологического анализатора "MicroCC-20Plus".
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, из писем производителя анализатора "MicroCC-20Plus" ("High Technology, Inc.", США) нельзя сделать однозначный вывод о невозможности применения реактивов иных производителей с анализатором "MicroCC-20Plus", поскольку в данных письмах содержится указание на то, что непосредственно производителем анализатора "MicroCC-20Plus" ("High Technology, Inc.", США) такие испытания не проводились. Кроме того, заказчиком не представлено доказательств отсутствия на рынке реактивов иных производителей, зарегистрированных в установленном порядке и успешно прошедших исследования (испытания) с анализатором "MicroCC-20Plus".
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика не смогли обосновать необходимость указания в описании объекта закупки требований ограничивающих количество участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком в описании объекта закупки неправомерно установлено требование о том, что реагенты должны иметь на упаковке штрих-код для автоматического ввода реагента, который необходим для идентификации реагентов, условие о том, что реагенты должны соответствовать рекомендациям завода - производителя гематологических анализаторов "MicroCC-20Plus", а также требование о том, что поставка эквивалента недопустима в связи с необходимостью совместимости с оборудованием и реагентами, имеющимися у заказчика. Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашёл свое подтверждение.
2) Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в п.п. 1,2 и 4 описания объекта закупки указаны минимальные и максимальные значения показателей необходимого к поставке товара, что не нарушает требования ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заказчиком при формировании извещения о закупке были применены коды ОКПД 2, позиции КТРУ в извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют и не применялись заказчиком.
Довод жалобы не нашёл своего подтверждения.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в КТРУ содержится ряд позиций, которые соответствуют потребности заказчика по наименованию и описанию товара, например: 21.20.23.110-00005033 "Подсчет клеток крови ИВД, реагент", 21.20.23.110-00005041 "Подсчет клеток крови ИВД, реагент", 21.20.23.110-00005491 "Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы", 21.20.23.110-00005063 "Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал".
Указанные позиции КТРУ содержат обязательные к применению характеристики.
В соответствии с позицией, изложенной в п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "а" п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п.5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком при формировании извещения о закупке были применены коды ОКПД 2, а позиции КТРУ в извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют и не применялись заказчиком. Таким образом, заказчиком нарушены положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел свое подтверждение.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ИП Брунштейн М.И. на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Барабинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N 0351300020023000423 на поставку расходных материалов для медицинского применения (4 квартал лот 93-5), частично обоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим требования ч.6 ст.23, п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3) Выдать заказчику и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4) Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 23 ноября 2023 г. N 054/06/33-2429/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023