Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя подателя жалобы - ООО "Чистая компания": - (по доверенности),
в отсутствие представителей заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет путей сообщения", поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Чистая компания" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет путей сообщения" при проведении электронного аукциона N 0351100001723000030 на оказание клининговых услуг по санитарной уборке помещений студенческого городка, помещений комбината питания, студенческого центра, закрепленной территории и контейнерной площадки мусороприемника студенческого городка., начальная (максимальная) цена контракта 10 230 000,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Чистая компания" с жалобой на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет путей сообщения" при проведении электронного аукциона N 0351100001723000030 на оказание клининговых услуг по санитарной уборке помещений студенческого городка, помещений комбината питания, студенческого центра, закрепленной территории и контейнерной площадки мусороприемника студенческого городка.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 14.11.2023 г.;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 22.11.2023 г.;
3) на участие в аукционе подана 1 заявка;
4) дата рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе - 24.11.2023 г.
5) в результате рассмотрения заявки единственного участника аукциона она была признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион был признан несостоявшимся;
5) победителем электронного аукциона признано ООО "Чистая компания".
Суть жалобы ООО "Чистая компания" заключается в следующем.
1) По мнению подателя жалобы в описании объекта закупки содержится перечень услуг, которые не относятся к клининговым услугам, в частности:
- влажная обработка столовых и чайных приборов моющими средствами. Указанные услуги отсутствуют в ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" (далее - ГОСТ). Кроме того, не указано, какие приборы необходимо обработать и какое количество в день;
- вывешивание штор (стирка и утюжка штор выполняется за счет заказчика). В ГОСТ отсутствует указанный вид услуг.
- еженедельно: доставка мягкого инвентаря из бельевого склада к местам назначения (ИПТТ и ПК): доставка (чистого, использованного) мягкого инвентаря из (в) бельевого склада студгородка, по мере заезда (выезда) проживающих, не менее одного раза в 7 дней. По мнению подателя жалобы, указанные услуги не имеют отношения к клининговым услугам.
- чистка и помывка электрических плит с удалением жира и нагара, а также чистка и помывка электрических духовок, с удалением жира и нагара. По мнению подателя жалобы, плита и духовка - это рабочее место повара, их должен убирать сам повар.
- цеха. удаление локальных загрязнений на дверных откосах, посредством косметической побелки с применением дезинфицирующего средства. По мнению подателя жалобы, это малярные работы, так как уборщицы удаляют загрязнения водой и тряпкой, а не косметической побелкой.
ООО "Чистая компания" считает, что перечисленные услуги являются технологически и функционально не связанными с уборкой (клинингом).
2) По мнению подателя жалобы, описание объекта закупки и объект закупки противоречат выбранному заказчиком коду ОКПД 2. В извещении о проведении закупки заказчик указал код позиции ОКПД 2 81.21.10.000 - "услуги по общей уборке зданий". В услуги по общей уборке зданий входит только уборка зданий (внутри).
Вместе с тем, наименование объекта закупки - "оказание клининговых услуг по санитарной уборке помещений студенческого городка, помещений комбината питания, студенческого центра, закрепленной территории и контейнерной площадки мусороприемника студенческого городка", а в описании объекта закупки указана уборка прилегающей территории; механизированная и (или) ручная уборка снега; механизированная и (или) ручная уборка мусора, листвы с прилегающей территории студгородка, с последующей доставкой до мест складирования на территории студгородка (весна, лето, осень), погрузка в транспорт; стрижка кустов, деревьев, газонов; обработка и дезинфекция пункта мусоросборника (контейнерная площадка мусоросборника); чистка контейнеров и т.д.
3) Заказчик не указал в описании объекта закупки количество мусорных корзин и их объем.
4) Заказчик не указал в описании объекта закупки количество шкафов, стеллажей, тумб, дверей.
5) В описании объекта закупки отсутствует указание на то, что протирка рабочей поверхности столов осуществляется только на свободной поверхности, при отсутствии на поверхности документов заказчика.
6) Заказчик не указал в описании объекта закупки количество мягкой мебели, а также не указал материал обивки.
7) Описание объекта закупки не содержит сведений о площади и высоте окон, которые подлежат помывке.
8) В описании объекта закупки отсутствует указание высоты поверхностей, на которой необходимо осуществлять уборку и полный перечень оборудования, подлежащий уборки.
9) В описании объекта закупки указано, что исполнителю необходимо опустошить мусорные корзины и вынести мусор к месту утилизации. Податель жалобы считает, что заказчиком была допущена ошибка, поскольку для утилизации необходима лицензия.
10) Описание объекта закупки не содержит сведений о высоте перегородок.
11) Описание объекта закупки не содержит сведений о высоте кафельных стен.
12) Описание объекта закупки не содержит сведений о площади остекления витражей, а также сведения и указание на то, как мыть - внутри, снаружи или и внутри, и снаружи.
13) Описание объекта закупки не содержит сведений о площади коврового покрытия. Кроме того, не указаны характеристики коврового покрытия: ворсовое или безворсовое, на подложке или без подложки, синтетическое или натуральное.
14) Описание объекта закупки не содержит сведений о высоте, на которой расположены декоративные элементы, картины, стенды.
15) Описание объекта закупки не содержит сведений о количестве шкафов, стеллажей, тумб, столов, журнальных столиков, кроватей. Кроме того, отсутствует количество электробытовой техники.
По мнению подателя жалобы, в описании объекта закупки не должно быть формулировок "и т.д." и "и т.п.". Все перечни убираемых поверхностей (убираемой мебели или электробытовой техники) должны быть закрытыми.
16) Описание объекта закупки не содержит сведений о количестве столов и навесных шкафов, а также отсутствует указание высоты, на которой размещены навесные шкафы.
17) Описание объекта закупки не содержит сведений о том, где должна быть осуществлена уборка балконов - снаружи или внутри. Отсутствует указание высоты и площади балконов.
18) Описание объекта закупки не содержит сведений о количестве мягких стульев, кресел, диванов в общежитиях NN 1, 2, 3, 4, ИПТТиПК.
19) Описание объекта закупки не содержит сведений о количестве кресел в учебных классах.
20) Описание объекта закупки не содержит сведений о количестве оргтехники.
21) В описании объекта закупки указано, что общая площадь: 28 577,44 м2. Вместе с тем, не указано, за какой период эта цифра, в день, в неделю, в месяц. Податель жалобы считает, что для учета оказанных услуг заказчик должен указать площадь каждого из помещений, которую необходимо убрать в день.
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет путей сообщения" в возражениях на жалобу ООО "Чистая компания" сообщило следующее.
Влажная обработка столовых и чайных приборов моющими средствами предусмотрена только для комнат проживания повышенной комфортности в общежитии ИПТТиПК (общежитие по принципу гостиничного проживания при повышении квалификации) и осуществляется по мере выезда и заезда проживающих, при этом обработка столовых приборов мало чем отличается от "удаление окурков и очистки настольных и настенных пепельниц" прямо предусмотренное в разделе Б2 приложения ГОСТ.
Вывешивание штор (стирка и утюжка штор выполняет заказчик) не противоречит услугам, предусмотренным в разделе Б4 приложения ГОСТ, где предусмотрена чистка текстильных жалюзи и штор как без монтажа, так и с монтажом.
Доставка мягкого инвентаря из бельевого склада к местам назначения в общежитии ИПТТиПК является сопутствующей услугой по замене белья, производимой при уборке комнат проживания повышенной комфортности (невозможно произвести замену белья без получения этого белья на складе заказчика).
Чистка и помывка электрических плит и электрических духовок с удалением жира и нагара предусмотрена в описании объекта закупки только при уборке кухонь в общежитиях, где электрические плиты\духовки не являются рабочими местами поваров, а используются только проживающими.
Удаление локальных загрязнений на дверных откосах посредством косметической побелки с применением дезинфицирующего средства в цехе комбината питания соответствует технологическим процессам, предусмотренным пунктами 5.7 - "нанесение защитных полимерных покрытий (грунтовок и лаков)" и п. 5.8 - "нанесение защитных полимерных покрытий (грунтовок и лаков) нанесение масла, воcко-масляных смесей, полимерных защитных покрытий (лаков)" ГОСТ.
В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014) услугам по обслуживанию зданий и территорий присвоен класс 81. Но при размещении процедуры в извещении необходимо указать код закупки с точностью до 9 знаков (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, категория, подкатегория).
Подкатегория 81.21.10.000 "услуги по общей уборке зданий" включает: услуги по уборке и обслуживанию жилых домов, квартир, зданий коммерческого, административного и промышленного назначения: услуги по мытью и натирке полов, услуги по чистке стен внутри помещения, услуги по полировке мебели прочие, услуги по обслуживанию зданий и сооружений, включая мелкий ремонт.
Остальные коды ОКПД 2 содержат конкретные виды услуг, например: 81.22.12.000 - "услуги по чистке и уборке специализированные", 81.22.13.000 - "услуги по чистке печей и дымоходов". Так как основные виды клининговых услуг оказываются в помещениях студенческого городка, при размещении закупки был применен код ОКПД 2 81.21.10.000.
Кроме того, уборка и обслуживание прилегающих территорий - вид услуг, который включен в ГОСТ.
В приложениях ГОСТ "В" и "Г" - "перечень видов, объемов и периодичности услуг (работ)" не предусмотрено указание объемов в виде количества мусорных корзин и их объема, количества столов, шкафов, стеллажей, тумб, дверей, дверных, электробытовой техники, оргтехники при установлении перечня услуг, включающего опустошение мусорных корзин с заменой мусорного мешка и протирку поверхности шкафов, стеллажей и тумб и прочего.
Мойка окон предусмотрена в помещениях зданий общежитий и комбината питания, где размер и тип окон имеет стандартное решение. На фотографиях, представленных в составе жалобы, изображено здание учебного корпуса N 1 СГУПС, а не общежития и комбината питания.
По всему тексту описания объекта закупки указано "опустошение мусорных корзин, с заменой мусорного пакета и вынос мусора на контейнерную площадку к общежитию N 3", а фраза "...и вынос мусора к месту утилизации" допущена как техническая ошибка только в одном месте - при описании услуг общежитии N 1/1.
При описании услуги по удалению загрязнений с кафельных стен и перегородок в описании объекта закупки присутствует указание на высоту стен и перегородок - до 2-х метров, при том, что перегородки не могут быть более 2-х метров. Также как декоративные элементы, картины и стенды не могут быть расположены на высоте более 2-х метров, поэтому указание на высоту их расположения, по мнению заказчика, излишне.
Заказчик сообщил, что "мойка витражей входной группы первого этажа на высоте до 2-х метров" прямо указывает на то, что заказчику необходима мойка всего витража.
В описании объекта закупки указаны как общая площадь всех убираемых помещений, так и площади всех общежитий и ИПТТиПК, подлежащих уборке, а периодичность уборки указана в описании объекта закупки по каждому объекту, в зависимости от вида уборки.
Кроме того, в описании объекта закупки указано, что уборка подразделяется на ежедневную комплексную уборку (с полным перечнем объемов и сроков ее проведения) и ежедневную поддерживающую уборку (согласно плану такой уборки с перечнем работ и сроками выполнения).
Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод N 1.
- по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, влажная обработка столовых и чайных приборов моющими средствами, указанная в описании объекта закупки, не противоречит ГОСТ, поскольку имеет прямое отношением к услугам уборки. Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчику необходимо было конкретизировать категорию (виды) столовых приборов, подлежащих обработке.
- Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что доставка мягкого инвентаря из бельевого склада к местам назначения (ИПТТ и ПК): доставка (чистого, использованного) мягкого инвентаря из (в) бельевого склада студгородка, по мере заезда (выезда) проживающих, удаление локальных загрязнений на дверных откосах, посредством косметической побелки с применением дезинфицирующего средства, а также вывешивание штор отсутствуют в ГОСТ, а также не имеют отношения к услугам по уборке, следовательно, включены в описание объекта закупки заказчиком необоснованно.
Вместе с тем, чистка и помывка электрических плит с удалением жира и нагара, а также чистка и помывка электрических духовок, с удалением жира и нагара не противоречат ГОСТ, поскольку имеет прямое отношение к услугам уборки, следовательно, не подлежат исключению из описания объекта закупки.
Довод жалобы частично нашёл своё подтверждение.
Довод N 2.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком при размещении извещения о проведении закупки был использован код ОКПД 2 81.21.10.000 "услуги по общей уборке зданий", который относится к коду ОКПД 2 81.21.10 "услуги по общей уборке зданий".
Указанный код (81.21.10) включает услуги по уборке и обслуживанию жилых домов, квартир, зданий коммерческого, административного и промышленного назначения: услуги по мытью и натирке полов, услуги по чистке стен внутри помещения, услуги по полировке мебели прочие, услуги по обслуживанию зданий и сооружений, включая мелкий ремонт. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанное не противоречит наименованию объекта закупки и описанию объекта закупки.
Довод жалобы не нашёл своего подтверждения.
Доводы N 3-8, 10-20.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в описании объекта закупки не содержится информация о количестве предметов/элементов, площади поверхностей, высоте, на которой необходимо оказывать некоторые услуги, а также информация о материалах и типах предметов/элементов, подлежащих уборке/чистке.
Вместе с тем, поскольку описание объекта закупки является приложением к контракту, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что вышеуказанные данные должны содержаться в описании объекта закупки, так как относятся к сведениям, учитываемым при приемке оказанных услуг и влияют на ценовое предложение.
Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России также считает данные доводы обоснованными, поскольку указанное подателем жалобы влияет на формирование ценового предложения заказчика, а также формирует уровень ответственности (например, высота окон) потенциального исполнителя при оказании услуг по контракту.
Таким образом, заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы нашли подтверждение.
Довод N 21.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в описании объекта закупки указаны как общая площадь всех убираемых помещений, так и площади всех общежитий и ИПТТиПК, подлежащих уборке, а периодичность уборки указана в описании объекта закупки по каждому объекту, в зависимости от вида уборки.
Таким образом, довод жалобы не нашёл своего подтверждения.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "Чистая компания" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет путей сообщения" при проведении электронного аукциона N 0351100001723000030 на оказание клининговых услуг по санитарной уборке помещений студенческого городка, помещений комбината питания, студенческого центра, закрепленной территории и контейнерной площадки мусороприемника студенческого городка, частично обоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3) Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/33-2448/2023
"27" ноября 2023 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/33-2448/2023 от 27.11.2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО Управляющая компания "Биосервис" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет путей сообщения" при проведении электронного аукциона N 0351100001723000030 на оказание клининговых услуг по санитарной уборке помещений студенческого городка, помещений комбината питания, студенческого центра, закрепленной территории и контейнерной площадки мусороприемника студенческого городка,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Оператору электронной торговой площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/33-2448/2023 от 27.11.2023 и данного предписания.
2. Заказчику отменить все действия, произведенные в рамках процедуры заключения контракта (при наличии).
3. Аукционной комиссии отменить решения, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону (при наличии).
4. Заказчику устранить нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
5. Заказчику внести изменения в извещение об электронном аукционе в соответствии с решением N 054/06/33-2448/2023 от 27.11.2023 и настоящим предписанием.
6. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0351100001723000030 в соответствии с Законом о контрактной системе.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику сообщить до 14.12.2023 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 ноября 2023 г. N 054/06/33-2448/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023