Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 391 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ИП Шилкин Д.С. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29040-ЭП/23 от 13.11.2023) на действия ГБОУ СОШ N 391 Красносельского района Санкт-Петербурга (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку мебели общего назначения (извещение N 0372200000523000018) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 03.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200000523000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 100 370,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
1. П.20. Габаритные размеры (ШхГхВ): наименьшее значение 830х380х1850 мм.
Заказчиком не определен порядок заполнения заявки при описании габаритных размеров в таком формате.
Фраза из инструкции:
- В случае установления требований одновременно к двум и более размерам (габаритным размерам), выраженным через знак "х" и при наличии знака "*" над одним или несколькими числовыми значениями размеров (например, Размер товара (ШхВхГ): 1000* х 500* х 700 мм, или Габаритные размеры: 500 х 700 х 800*мм) означает, что участнику необходимо предоставить значение размера(ов), отмеченного(ых) знаком "*", строго более установленного(ых), без знака "*", при этом, в соответствии с потребностями Заказчика, превышение не должно составить более 20 (двадцати)% от указанного минимального размера со знаком "*".
Не относится к данному описанию. Не понятно словосочетание "наименьшее значение" относится к первому или ко всем значениям габаритных размеров. Это вводит в заблуждение при заполнении заявки.
2.1.1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (Приложение N 1 к Описанию объекта закупки) в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с данным положением мы видим например следующее требование:
Данное приложение имеет свою инструкции по заполненную в соответствии с которой:
-В случае установления требования к значению показателя с применением слов/словосочетаний "должен(-а)(-о)(-ы) быть", "должен(-а)(-о)(-ы)", или при применении этих слов/словосочетаний в наименовании показателя, участник закупки должен указать сведения о значении показателя без изменения, но без использования указанного выражения.
При попытке заполнить заявку на площадке мы получаем:
Изменить и указать в соответствии с инструкцией Заказчика, мы не можем физически. Таким образом указание в таком виде сразу не соответствует положениям котировочной документации.
3.
На площадке следующее требование:
В данном случае мы можем выбрать значение "<300 мм" либо выбрать какое то другое. При этом в приложении и по инструкции мы должны указать ТОЛЬКО конкретное значение, при чем без изменений так как нет двоеточия.
3. П.11.
В соответствии с инструкцией:
При отсутствии знака ":" после наименования показателя, такие показатели являются неизменными, и участник предоставляет сведения о таких показателях в неизменном виде, как они указаны в описании объекта закупки со всеми символами, словосочетаниями, знаками, предлогами, словами, исключая при этом недопустимые слова, перечисленные ниже по тексту настоящей Инструкции.
При этом на площадке:
Требование совершенно не будет соответствовать тому, что представлено в приложении к описанию объекта закупки. Указано, что нужно предоставить диапазон значений.
4. П.1.
Максимальный угол открывания фасада: до 110°.
ПО инструкции мы должны казать без изменений.
при указании заказчиком значения показателей со словом "до", такие показатели являются неизменными в случае если указанное значение относится к указанию температуры, выраженной градусами Цельсия (°С), и/или используются в одном предложении (в том числе и в наименовании показателя) с указанным словом слова "максимальный (-ая, -ое)". Данное положение настоящей Инструкции является приоритетным по отношению ко всем остальным положениям.
При этом на площадке:
Тут участник может выбрать вариант неизменный либо указать свое значение, и допустить ошибку по инструкции. Для чего Заказчик вводит участников в заблуждение.
5. П.16.
При этом на площадке:
А тут если выбрать первый вариант как ранее, то будет ошибка по инструкции, так как в данном случае надо указывать конкретные значения. Например 100 градусов и 30 мм соответственно.
На основании вышесказанного подать заявку на площадке не представляется возможном. Обеспечить соответствие инструкции представленной информации возможности нет.
Кроме того, согласно ч 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 7, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в излишних требованиях к участнику закупки и расхождении положений извещения и приложения к извещению.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шилкин Д.С. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБОУ СОШ N 391 Красносельского района Санкт-Петербурга
ш. Красносельское, д. 34, лит. А
Санкт-Петербург, 198323
Эл. почта: school391@gmail.com
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: +7 (495) 542-40-20 (102)8
ИП Шилкин Д.С.
пер. Школьный, д. 12, кв. 43
д. Старая, Ленинградская обл., 188680
Эл. почта: 8479751@gmail.com
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-4753/23
17.11.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-4753/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ СОШ N 391 Красносельского района Санкт-Петербурга, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения ч. 3 ст. 7, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200000523000018;
- внести изменения в извещение, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в закупке с номером извещения 0372200000523000018 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200000523000018 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28.12.2023.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 ноября 2023 г. N 44-4753/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023