Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУК "Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр "Буфф" имени И.Р. Штокбанта" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Федоровой Валерии Геннадиевны (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29491-ЭП/23 от 16.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по диспетчеризации и пожарно-профилактическому обслуживанию диспетчерского пожарного поста для СПБ ГБУК "Санкт-Петербурргский государственный музыкально-драматический театр "Буфф" имени И.Р. Штокбанта и СПБ ГБУ "КДЦ "Красногвардейский" (извещение N 0372200060023000023),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на оказание услуг по диспетчеризации и пожарно-профилактическому обслуживанию диспетчерского пожарного поста для СПБ ГБУК "Санкт-Петербурргский государственный музыкально-драматический театр "Буфф" имени И.Р. Штокбанта и СПБ ГБУ "КДЦ "Красногвардейский" (извещение N 0372200060023000023) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 999 984,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.10.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признана ИП Федорова В.Г.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Федоровой В.Г. заключен государственный контракт N 97/23 от 20.10.2023 на сумму 6 439 985,28 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Федоровой В.Г.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по диспетчеризации и пожарно-профилактическому обслуживанию диспетчерского пожарного поста для СПБ ГБУК "Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр "Буфф" имени И.Р. Штокбанта и СПБ ГБУ "КДЦ "Красногвардейский" (далее - Услуги) (п. 1.1 Контракта).
На основании п. 2.4. Контракта: Исполнитель обязуется в установленные сроки оказать Услуги, предусмотренные Контрактом, в соответствии с условиями и требованиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется оплатить оказанные Услуги.
В соответствии с пп. 4 п. 6.12 Контракта перед началом обслуживания сотрудники Исполнителя проходят обязательный 10 часовой инструктаж по работе с системами театра. Инструктаж проводится сотрудниками противопожарной службы в течение трех дней после подписания Контракта. После прохождения инструктажа сотрудники Исполнителя сдают зачет, который принимает начальник пожарно-сторожевой службы театра. Только после успешной сдачи зачета сотрудник допускается к оказанию Услуг по Контракту.
До подписания Контракта Исполнитель должен представить копии сертификатов о прохождении обучения его сотрудниками (удостоверения о проверке знаний ПТЭ и ПТБ электроустановок потребителей имеющие квалификацию не ниже третьей (до 1000 В), удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ), удостоверения на восьмерых диспетчеров, которые должны быть обучены по программе подготовки специалистов дежурно-диспетчерской службы, а также не менее 2-х сертификатов на сотрудников, ранее обучавшихся по ПО "Грифон" (является обязательным условием исполнения контракта).
Также в нарушении условий Контракта, Исполнителем не представлены удостоверения на 8 диспетчеров, обученных по программе дежурно - диспетчерской службы; -список сотрудников, имеющих специальное пожарно-техническое образование и проработавших в пожарной охране не менее года.
В соответствии с п. 2.7 контракта начало оказания услуг с 01.11.2023.
Таким образом, Исполнитель не предоставил необходимые (обязательные) и предусмотренные Контрактом документы и не приступил к его исполнению.
На основании изложенного, Исполнитель нарушил сроки исполнения Контракта, что является существенным нарушением условий Контракта и основанием для его расторжения.
Указанные нарушения подтверждаются: письмо исх.N266/01-16 от 11.10.2023; письмо исх.N 274/01-16 от 17.10.2023, претензия исх. N286/01-16 от 24.10.2023; претензия исх.N299/01-16 от 30.10.2023, письмо исх. N 300/01-16 от 31.10.2023.
Вместе с тем, СПБ ГКОК ДПО УМЦ по ГО и ЧС производит обучение должностных лиц и специалистов по категории "Специалисты дежурно-диспетчерских служб организаций". Программа составляет 72 аудиторных часа, доказательством чего является письмо из УМЦ по ГО и ЧС N01/23-101/23-0 от 27.10.2023. Исполнитель требуемое обучение не предоставил, сославшись в своем письме N ФС- 11/424 от 09.11.2023 на то, что 28.11.2023 года официально опубликован Приказ МЧС России от 15.11.2022 N1156 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности зданий и сооружений". Данным приказом утверждена типовая программа: "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" и что в состав данной программы включен раздел диспетчеризации.
Данная программа состоит из 12 модулей и составляет 178 учебных часов в то время, как Исполнитель предоставил документы на обучение "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" из 72 учебных часов. Заказчик не имеет возможности оценить, какой части из этой программы обучены сотрудники Исполнителя. Также Исполнитель, отвергая обязательства по контракту обучил своих сотрудников по программе "Диспетчер единой диспетчерской службы", в объеме 40 часов, в ООО "ТехноПроф", что не соответствует требуемому Заказчиком обучению специалистов дежурно-диспетчерских служб организаций в УМЦ по ГО и ЧС в объеме 72 часов.
В связи с вышеизложенным и руководствуясь ч. 2 ст. 407, ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ, п. 10.3 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Исполнитель в течение срока действия Контракта предоставлял необходимые документы, требуемые в соответствии с Контрактом при получении запроса Заказчика.
Исполнитель письмом исх. N ФС-11/424 от 09.11.2023 представил список должностных лиц (специалистов), имеющих специальное пожарно-техническое образование и опыт работы в пожарной охране не менее 1 года.
Исполнитель письмом исх. N ФС-11/424 от 09.11.2023 представил сертификаты обучения (не менее 2-ух) по программному обеспечению "Грифон" в соответствии с особенностью установленного на объекте оборудования.
Обучение пожарно-техническому минимуму определялось Приказом МЧС РФ N 645 от 12.12.2007, в котором были установлены нормы пожарной безопасности и порядок обучения этим нормам для ответственных лиц. 1 марта 2022 года Приказ МЧС РФ N 645 от 12.12.2007 был отменен, вследствие чего в силу вступили обновленные правила обучения и инструктажей по противопожарной профилактике на предприятиях. Новые требования регламентированы Приказом МЧС РФ N 806 от 18.11.2021, а также ст. 25 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", указанное в качестве документа, на основании которого в числе прочего подлежат оказанию услуги и указанное в качестве основания для предоставления запрашиваемых документов по диспетчеризации утратило силу с 01 января 2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034 (ред. от 19.12.2020). Его заменило Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Вместе с этим, 28.11.2022 официально опубликован Приказ МЧС России от
15.11.2022 N 1156 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". Приказ вступил в силу с 1 марта 2023 и действует до 1 сентября 2026. Данным приказом, в частности, утверждена типовая программа: "Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с утверждённым содержанием программы "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" раздел "диспетчеризация" полностью включен в ее состав.
Большая часть учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям не оказывают платные образовательные услуги, в связи с чем Исполнитель не имел возможности обучить там своих сотрудников.
Подготовка должностных лиц и работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в ГКУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС" субъектов РФ осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 24.04.2020 N 262 "Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны".
Государственные казенные учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" субъектов РФ, находящиеся в ведении МЧС РФ, созданы в целях реализации образовательных программ для должностных лиц органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, должностных лиц органов местного самоуправления, должностных лиц государственных, бюджетных организаций.
Государственные казенные учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" субъектов РФ, находящиеся в ведении МЧС РФ осуществляют свою деятельность на основании Устава и принятых локально-нормативных актов.
Например, Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Санкт-Петербурга", не смотря на закрепленную в Уставе возможность оказывать образовательные услуги юридическим лицам по гражданско-правовым договорам, фактически этого не делает - то есть не оказывает платных услуг юридическим или физическим лицам на основании гражданско-правовых договоров, что подтверждается п. 2.1. Правил приема слушателей в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" (в ред. приказа СПб ГКУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС" от 17.01.2023 N 18): - "2.1. Прием должностных лиц и работников организаций на обучение осуществляется по адресам нахождения циклов обучения слушателей и курсов гражданской обороны районов на основании Плана комплектования Учреждения слушателями на учебный год, утвержденного Губернатором Санкт-Петербурга (далее - План комплектования)", а также прямым сообщением на сайте СПб ГКУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС"
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Федоровой В.Г. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно абз.j пп. 4 п. 6.12 Контракта список диспетчеров, которые будут дежурить на пожарном посту и оригиналы сертификатов, ранее обученных сотрудников (не менее 2-ух) по ПО "Грифон" Исполнитель обязан предоставить Заказчику до подписания контракта, при этом правоотношения между сторонами вступают в силу с момента заключения Контракта.
Также в соответствии с пп. 2 п. 6.12 Контракта у Исполнителя должно быть наличие восьмерых обученных диспетчеров, которые должны быть обучены по программе подготовки специалистов дежурно-диспетчерской службы в Учебно-методическом центре ГО и ЧС на территории Российской Федерации, однако согласно абз.j пп. 3 п. 6.12 Контракта до подписания Контракта Исполнитель должен представить удостоверения на восьмерых диспетчеров, которые должны быть обучены по программе подготовки специалистов дежурно-диспетчерской службы.
При этом, согласно пп. 4 п. 6.12 Контракта перед началом обслуживания сотрудники Исполнитель проходят обязательный 10 часовой инструктаж по работе с системами театра. Инструктаж проводится сотрудниками противопожарной службы в течение трех дней после подписания контракта. После прохождения инструктажа сотрудники Исполнителя сдают зачет, который принимает начальник пожарно-сторожевой службы театра. Только после успешной сдачи зачета сотрудник допускается к оказанию услуг по контракту.
Однако данный инструктаж Заказчиком проведен не был.
Также Контрактом не предусмотрены сроки предоставления необходимых документов Исполнителем, данные документы Исполнитель предоставлял по запросам Заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Федоровой В.Г. предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ИП Федоровой В.Г. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Федоровой Валерии Геннадиевны (ИНН: 772021421328), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 ноября 2023 г. N РНП-78-1632/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023