Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ гимназия N 402 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Эверест" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26459-ЭП/23 от 17.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений пищеблока с организацией обеденного зала в здании ГБОУ гимназии N 402 Колпинского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002123000010),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений пищеблока с организацией обеденного зала в здании ГБОУ гимназии N 402 Колпинского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002123000010) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 489 831,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2023 N ИЭОК2 победителем Конкурса признано ООО "Эверест".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Эверест" заключен государственный контракт N 01722000021230000100001 от 17.04.2023 на сумму 7 185 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в следующих случаях:
9.4.1. Если Подрядчик в течение трех рабочих дней не приступил к выполнению работ;
9.4.2. Если Подрядчик выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным;
9.4.3. Неоднократного (двух раз и более) невыполнения письменных указаний Заказчика, предусмотренных Контрактом;
9.4.4. В случае просрочки выполнения работ Подрядчиком на 10 дней и более.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Эверест".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту помещений пищеблока с организацией обеденного зала в здании ГБОУ гимназии N 402 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента подписания акта в соответствии с п. 2.1 Контракта (п. 2.3 Контракта).
На основании п. 2.1 Контракта 29.05.2023 Заказчик и Подрядчик совместно с представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" подписали акт передачи объекта для выполнения работ.
Таким образом, конечный срок выполнения Работ - не позднее 28.07.2023.
Во время исполнения Контракта Подрядчик неоднократно нарушал условия Контракта, о чем свидетельствуют рекламационные акты от 25.07.2023, 03.08.2023, 21.08.2023, 29.08.2023, 31.08.2023.
Между тем, 13.08.2023 Подрядчик закончил выполнение Работ и представил закрывающие документы на сумму 7 1 85 000,00 рублей. Заказчик совместно с представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" не приняли Работы, о чем свидетельствует мотивированный отказ от 05.09.2023.
12.09.2023 Подрядчик повторно представил документы на выполненные Работы на сумму 7 185 000,00 рублей. В свою очередь Заказчик совместно с представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" приняли Работы лишь на 5 985 562,00 рублей, о чем свидетельствует акт о приемке выполненных работ.
В связи с вышеизложенным на основании п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе", п.п. 9.4.3, 9.4.4 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Эверест" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям.
Частью 7 ст. 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В соответствии с п. 2.3 Контракта Подрядчик обязан известить Заказчика об окончании Работ и предъявить полный комплект исполнительной документации.
Пунктами 4.1.5 и 4.1.6 Контракта установлено, что Заказчик обязан принять результат выполненных Работ в соответствии с разделом 6 Контракта и оплатить надлежащим образом выполненные Подрядчиком Работы.
В соответствии с п. 6.1. Контракта Подрядчик в срок не более 3 (трех) рабочих дней с даты окончания срока исполнения настоящего Контракта формирует с использованием Официального сайта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает на Официальном сайте документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в пп. "а", "б", "д" - "ж" п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6.5 Контракта Заказчик обязан в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, подписать указанный документ или мотивированно отказать в его подписании.
Первоначально исполнительная документация была передана Заказчику 11.08.2023 (исх. N 11-08-23-1 от 11.08.2023).
Документы о приемке по Контракту размещены на Официальном сайте 13.08.2023, что подтверждается сведениями с Официального сайта.
05.09.2023 Заказчик направил отказ от подписания документа о приемке.
12.09.2023 Подрядчиком повторно направлен документ о приемке.
05.10.2023 Заказчик частично принял выполненные Подрядчиком Работы в объеме 83% на сумму 5 985 562,00 рублей 00 из 7 185 000, рублей.
В приемке остальной части выполненных Работ в объеме 17% на сумму 1 199 438,00 рублей Заказчик отказал.
10.10.2023 Заказчик оплатил принятые им Работы за вычетом суммы выставленной им неустойки в размере 137 204,00 рублей (письмо от 04.10.2023 N 213). То есть Заказчик оплатил Подрядчику сумму в размере 5 848 358,00 рублей.
Вместе с тем представитель Участника пояснил, что не согласен с отказом Заказчика в приемке оставшейся части Работ, считает его не мотивированным.
Так в качестве мотивировки отказа в приемке части Работ Заказчиком на Официальном сайте был приложен акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 в собственной редакции без указания причин исключения 17% объемов выполненных работ.
Также представитель Участника пояснил, что не согласен с начисленной и удержанной неустойкой.
25.102023 посредством функционала Официального сайта Заказчиком было размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения на основании п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Подрядчик не согласен с причинами, указанными в Решении, по следующим обстоятельствам:
1. Подрядчик неоднократно устно и письменно (исх. N 24-07-23-1 от 24.07.2023) извещал Заказчика о работах, которые необходимо выполнить, но выполнение которых не предусмотрено Контрактом. Ответа на указанное письмо Подрядчику не поступало.
Так, в течении длительного времени Подрядчиком выполнялись работы по оштукатуриванию стен, что не было предусмотрено условиями Контракта. До окончания выполнения данных работ Подрядчик не мог приступить к выполнению финишной отделки стен.
Также, Подрядчик извещал Заказчика о необходимости освободить помещения пищеблока от оборудования. Однако, помещения освобождены так и не были, в связи с чем Подрядчик был вынужден работать в условиях стесненности.
Таким образом, просрочка произошла в связи с возникновением обстоятельств, не зависящих от Подрядчика.
2. Рекламационные акты от 25.07.2023, 03.08.2023, 21.08.2023, 29.08.2023 и 31.08.2023 составлялись в отсутствии Подрядчика и без его фактического приглашения.
Подрядчиком были даны исчерпывающие пояснения по каждой позиции каждого рекламационного акта (исх. N 26-07-23-2 от 26.07.2023, исх. N 03-08-23-6 от 03.08.2023, исх. N 21-08-23-7 от 21.08.2023, исх. N 30-08-23-3 от 30.08.2023, исх. N 05-09-23-2 от 05.09.2023). Ответов на указанные письма Подрядчику не поступало. Более того, замечания, указанные в рекламационных актах от 25.07.2023, 03.08.2023, 21.08.2023 и 29.08.2023 одинаковые и не соответствуют действительности.
Замечания, указанные в рекламационном акте от 31.08.2023, легли в основу мотивированного отказа от подписания документов о приемке, размещенного Заказчиком на Официальном сайте 05.09.2023. При этом, 05.10.2023 Заказчик частично принял выполненные Подрядчиком Работы, в том числе в части замечаний, указанных ранее, без их фактического устранения. По мнению представителя Участника, данный факт говорит о том, что замечания, указанные в рекламационном акте от 31.08.2023, носили надуманный характер и не препятствовали приемке выполненных Работ.
Более того, Заказчиком в рамках акта о приемке работ не приняты работы по устройству засыпки из керамзита и устройству стяжек, которые выполнены Подрядчиком, и замечаний к которым Заказчиком не выдавалось.
Также представитель Участника отметил, что рекламационные акты сами по себе не являются письменными указаниями Заказчика, что говорит об отсутствии со стороны Подрядчика нарушений п. 9.4.3 Контракта. Так, например, письменное указание Заказчика о демонтаже дверей (письмо от 04.08.2023 N 302) было исполнено Подрядчиком.
Вместе с тем представитель Участника указал на тот факт, что 01.09.2023 Заказчик начал эксплуатацию объекта, что подтверждается письмом, подписанным Заказчиком (исх. N 01-09-23-2 от 01.09.2023).
Также Заказчиком с АО "Артис-детское питание" заключен контракт от 17.12.2021 N 0172200002521000410-402 на оказание услуг общественного питания, в том числе на 2023 год. Данный контракт действует в настоящее время (реестровый номер контракта в ЕИС: 2781703356721000049) (далее - Контракт от 17.12.2021 N 0172200002521000410-402).
В соответствии с п. 2.1.1 приложения N 1 к Контракту от 17.12.2021 N 0172200002521000410-402 приготовление пищи осуществляется силами исполнителя на пищеблоке Заказчика.
Согласно карточке Контракта от 17.12.2021 N 0172200002521000410-402 в ЕИС 18.10.2023 Заказчиком подписан документ о приемке N А321981, согласно которому Заказчику в сентябре 2023 года оказаны услуги общественного питания на сумму 1 075 752,59 рублей.
Также на официальном сайте Заказчика размещено меню ежедневного горячего питания на 2023 год.
Таким образом, результат выполненных Подрядчиком Работ эксплуатируется Заказчиком, обязательства Подрядчика по Контракту полностью исполнены, в настоящий момент имеется спор об объемах и стоимости фактически выполненных Работ.
В связи в вышеуказанными обстоятельствами 13.10.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика была направлена претензия о необходимости осуществить приемку Работ и оплаты оставшейся части Работ в размере 1 336 642,00 рублей. (исх. N 13-10-23-2 от 13.10.2023). Однако ответ на претензию Подрядчиком не получен.
На данный момент Подрядчиком подан иск в Арбитражный Суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, дело N А56-102849/2023, заседание назначено на 17.01.2024 10-30.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Эверест" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия ООО "Эверест" были направлены на добросовестное исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Эверест" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Эверест" (ИНН: 7804556626), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 ноября 2023 г. N РНП-78-1574/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023