Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБУ "Северо-Западный окружной научно-клинический центр имени Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик);
ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 29518-ЭП/23 от 16.11.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (извещение N 0372100011723000780) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.11.2023 единой информационной системе, номер извещения 0372100011723000780. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 рублей.
В жалобе ООО "Ренессанс-Мед" указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Положения ч.ч. 1, 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, носящие универсальный характер, запрещают заказчику включать в извещение о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару, что коррелирует с установленным в ст. 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок (аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 14.07.2020 N 24-04-08/60923).
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Заявитель считает, что Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки. В данную закупку Заказчик включил товары, которые не имеют функциональной и технической связи между собой, не применил ко всем позициям код КТРУ, что приводит к нарушению положений Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, товары, указанные в лоте, попадают в перечень ст. 29. Закона о контрактной системе, согласно которой для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе. Организация инвалидов, признанная победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, так и товары, которые применимы к Постановлению Правительства N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Заказчику необходимо объединять в лоте товары, входящие в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (перечень N 1); и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (перечень N 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
Представителем Заказчика даны следующие пояснения.
Требования к аукционной документации сформулированы с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми медицинскими изделиями. Лечебные мероприятия с использованием всех требуемых товаров проводятся для достижения единой цели и общего результата.
Техническая часть аукционной документации разработана исходя из клинической практики учреждения, когда выполнение процедур у пациентов с разными показаниями, наличием тех или иных сопутствующих заболеваний, требует использования широкого набора расходных медицинских изделий, обеспечивая, таким образом максимальный лечебный эффект от их применения. При этом данный набор расходных медицинских материалов должен быть доступен в лечебном учреждении на момент выполнения процедур для оказания оптимальной лечебной помощи пациентам, обеспечения возможности выбора для врача.
В данной закупке товары функционально и технологически связаны друг с другом, используются в одном технологическом цикле для проведения комбинированных симультанных операций. Например, резекция желудка выполняется эндоскопическим сшивающим аппаратом, заряженным кассетой (картриджем) со скобами. Аппарат вводится через троакар и удаление опухоли производится мешком для эвакуации органов. В зависимости от размера и сложности опухоли (образования), хирургом проводится ручное ассистирование во время эндоскопической операции при помощи ретрактора. Этому же пациенту в этой же сочетанной операции могут выполнить удаление полипов в толстой кишке с использованием инъекционного катетера и петли для удаления полипов. Подобные оперативные вмешательства выполняются при едином наркозе одной хирургической бригадой, состоящей из разных специалистов.
Например, при операции на прямой кишке через троакар вводится эндоскопический сшивающе-режущий аппарат, заряженный кассетой(картриджем) со скобами, обеспечивая доступ к пораженному опухолью участку. Удаляется пораженный участок с помощью сшивающе-режущего аппарата с одновременным наложением хирургических скоб на место разреза. Опухолевый препарат извлекается при помощи мешка для удаления органов, который служит, в том числе, для защиты здоровых органов от опухолевого очага. В другом участке кишки у этого же пациента обнаружен полип, который удаляется с использованием инъекционного катетера и петли для удаления полипов. Если в удалении полипа нет срочной необходимости, то при помощи инъекционного катетера берется образец ткани для анализа (биопсия).
Для предупреждения такого осложнения, как постоперационные абдоминальные грыжи, в большинстве случаев в конце операции пациенту накладывается (подшивается) сетчатый эндопротез (сетка) при помощи герниостеплера (специальный аппарат для установки сетчатых эндопротезов).
После оперативных вмешательств, в зависимости от состояния пациента, а также количества и рода проведенных хирургических манипуляций, устанавливаются постоперационные дренажи (резервуары для дренирования закрытой раны/места пункции) и желудочные катетеры (зонды) для энтерального питания, т.к. пациент в первые часы после операции не имеет возможности принимать пищу самостоятельно.
Таким образом, в одной манипуляции существует необходимость использования всех расходных материалов и комплектующих к ним, указанных в аукционной документации.
Заказчик считает, что разделение на лоты приведет к несвоевременному поступлению медицинских изделий, что отрицательно отразится на одномоментно проводимых операциях, процедурах, что может привести к срыву лечебного процесса и неоказанию медицинской помощи пациентам.
Заказчик осуществляет закупку "Кассет со скобами" к аппарату сшивающему. Из-за отсутствия технических характеристик в коде КТРУ 32.50.50.190-00000312 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся", а также из-за закупки Заказчиком медицинского изделия не попадающего под описание кода КТРУ 32.50.50.190-00000312, у Заказчика отсутствует возможность использовать данный код.
Ознакомившись с позицией Заказчика, содержанием извещения, перечней (N 1, N 2) отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102), Комиссия УФАС считает, что по указанным Заявителем в жалобе позициям закупки Постановление Правительства N 102 не применимо ввиду несоответствия медицинских изделий по наименованию и функционалу перечням N 1, N 2 Постановления Правительства N 102.
Учитывая вышеизложенное, доводы Заявителя являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 ноября 2023 г. N 44-4837/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023