Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Родильный дом N 6 им. Проф. В.Ф. Снегирева" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29858-ЭП/23 от 20.11.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарно-гигиенической обработке помещений в зданиях и сооружениях для обеспечения нужд СПб ГБУЗ "Родильный дом N6" в 2024 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 03.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200030123000092. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 880 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе, в частности, Заявитель указывает о неверном выборе способа определения поставщика и на нарушение порядка формирования лота закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
При этом, не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Определенный Заказчиком в рассматриваемой закупке код ОКПД2 81.10.10.000 не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Код ОКПД2 81.10.10.000 включает в себя предоставление комплекса услуг: когда закупается не один вид услуг, а сразу две или более услуги.
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчик принял решение провести открытый конкурс в электронной форме, с целью выявить Исполнителя, способного предложить наилучшие условия по всем необходимым услугам в рамках описания объекта закупки.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы также не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
2. Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из извещения об открытом конкурсе следует, что предметом закупки является: Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарно-гигиенической обработке помещений в зданиях и сооружениях для обеспечения нужд СПб ГБУЗ "Родильный дом N6" в 2024 году.
Согласно Описанию объекта закупки (Приложение N1 к извещению) Заказчиком установлен Перечень основных видов услуг по техническому обслуживанию наружных и внутренних инженерных сетей зданий и сооружений, комплексной уборке территории Заказчика:
- Услуги по обслуживанию трубопроводов и арматуры наружных и внутренних сетей водопровода холодного и горячего водоснабжения, канализации фекальной и ливневой;
- Устранение незначительных неисправностей в системе водопровода и канализации;
- Оказание услуг и правила эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей: монтаж, наладку, техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей зданий находящихся по адресу г. Санкт-Петербург ул. Маяковского дом 5 ЛитА, ЛитБ, центрального теплового пункта, индивидуальных тепловых пунктов (ИТПN1, ИТПN2, ИТПN3, ИТПN4) и теплопотребляющих установок;
- Наружные тепловые сети: осмотры, проверка, обслуживание и ремонт трубопроводов, арматуры, проверка состояния выпусков до 1-го колодца (теплового ящика);
- Внутренние тепловые сети: - наружные осмотры трубопроводов; проверка работы, очистка, ремонт, замена в случае невозможности ремонта оборудования в центральном и индивидуальных тепловых пунктах роддома;
- Устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления;
- Выполнение инструкций по содержанию тепловых центров в исправном состоянии во время всего периода эксплуатации, обслуживания, в т.ч. подготовка ЦТП и 4-х ИТП, системы теплоснабжения к отопительному сезону (замена на поверенные контрольные приборы, проведение промывки тепловой сети и систем теплопотребления гидравлическим и гидропневматическим способом, проведения испытаний на прочность и плотность сетей, ЦТП и 4-х ИТП, систем теплоснабжения и теплопотребления находящихся на балансе Заказчика, восстановление принципиальных схем, устранение замечаний теплоснабжающей организации и надзорных органов); своевременная замена монометров и термометров к отопительному сезону до 40 шт каждого вида; сдача по готовности тепловых пунктов контролирующей организации; очистка фильтров; регламентное обслуживание ЦТП и 4-х ИТП.
- Обслуживание и устранение неисправностей электротехнического оборудования, внешних и внутренних силовых и осветительных сетей;
- Осмотр, проверка, контроль за состоянием электрических сетей с заменой необходимых элементов;
- Осмотр, проверка, восстановление, контроль за состоянием внутренних и внешних силовых и осветительных сетей;
-Устранение неисправностей электрических устройств;
- Ремонт и обслуживание металлопластиковых и деревянных окон, дверей, замков, чердачных слуховых окон, вентиляционных каналов;
- Ремонтно-косметические работы;
- Предоставление услуг по содержанию кровли;
- Прочие работы, включающие в себя: промывку системы (элементов) центрального отопления, теплопотребления по требованию; очистку территории от остатков строительных материалов, песка, листвы и мусора; выборочный ремонт покрытия территории (асфальт, плит, поребриков) площадью до 4-х кв.м. в месяц; ремонт и укрепление отдельных участков ограждений территории; ремонт и укрепление металлических решеток на дверях и окнах; погрузо-разгрузочные работы;
- Комплексная уборка помещений и прилегающей территории.
Также из пояснений Заказчика следует, что услуги, подлежащие оказанию в соответствии с техническим заданием, функционально и технологически связаны между собой, в связи с чем имеют характер комплекса работ и услуг, подлежащих оказанию в рамках исполнения обязательств по контракту и относятся к коду ОКДП 2 81.10.10.000. Комплексное обслуживание здания через единого исполнителя позволяет значительно сократить организационные издержки, а также риски, связанные с дроблением, добиться более качественного оказания услуг, устранения аварий и нештатных ситуаций.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих утверждение Заявителя о том, что оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, являются самостоятельным объектом рассматриваемой закупки, и не входящем в комплексное обслуживание зданий, помещений Заказчика, а также о нарушении Заказчиком требований к определению предмета закупки в части включения в один лот закупки, функционально не связанных между собой услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными в данной части.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2023 г. N 44-4949/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023