Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик);
ООО "Медиция" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29678-ЭП/23 от 17.11.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку расходных медицинских изделий: перчатки медицинские нестерильные (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 11.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049623002714. Начальная (максимальная) цена контракта - 22 820 518,29 рублей.
В жалобе ООО "Медиция" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
Предметом закупки является поставка расходных медицинских изделий: перчатки медицинские нестерильные.
Электронный документ "Приложение N 2_Техническое задание" по позициям 2, 3, 4 требуемых к поставке товаров содержит следующую информацию:
По вышеуказанным позициям Заказчиком установлена характеристика: "Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути распространения инфекции за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой. Изделие для одноразового использования".
По мнению Заявителя, данная характеристика попадает под действие патента N2580271 "Способ укладки медицинских перчаток, позволяющий укладывать перчатки в упаковку так, что их можно будет извлекать из упаковки по одной, манжетой вперед", что приводит к ограничению количества участников закупки.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Заказчиком представлены возражения следующего содержания:
"Требуемая характеристика в Техническом задании описана надлежащим образом и является для Заказчика существенной - перчатки должны быть в такой упаковке, которая позволит Заказчику осуществлять извлечение перчаток по одной манжетой вперед из коробки. То есть это может быть любая упаковка перчаток, из которой перчатки не будут извлекаться в хаотичном порядке по несколько штук сразу. Указанный хаотичный способ извлечения характерен для перчаток, например, упакованных навалом.
Возможность установления требований к упаковке товара прямо предусмотрена Законом о контрактной системе, в частности, согласно пп. 3 ч. 1 ст. 33 Законом о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя требования в отношении упаковки товара, из чего следует, что данное требование не нуждается в обосновании и содержится в техническом задании.
При этом, упаковка неразрывно связана с перчатками и входит в единый объект закупки.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 33 Законом о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, помимо всех остальных требований к характеристикам, требования к функциональным и эксплуатационным характеристикам. Форма упаковки, её размеры, количество перчаток в упаковке напрямую влияют на функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Установленное требование к упаковке, напрямую влияет на функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Также, возможность установления требований к упаковке перчаток вытекает из п. 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - Методические рекомендации): медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство / комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность.
Требование к упаковке перчаток является функционально значимым и влияет на безопасность применения перчаток и функционально обосновано, что соответствует правилам применения КТРУ и требованиям Закона о контрактной системе.
В описании объекта закупки указано объективное обоснование: для профилактики контактного пути распространения инфекции за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой.
Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима регламентирует СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", который действует с 01.09.2021 г. согласно Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 4 от 28.01.2021 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21". При этом, указанные требования являются обязательными для исполнения и соблюдения Заказчиком.
В указанном СанПине прямо указано, что необходимо предпринимать все необходимые меры для предупреждения распространения микроорганизмов через изделия медицинского назначения.
Требуемая упаковка выполняет эти задачи, исключая контакт рук медицинского работника с рабочей поверхностью перчаток, тем самым предотвращая контаминацию рабочей поверхности перчатки и риск контактного пути распространения инфекции.
Также, имеются научные исследования, подтверждающие снижение риска контаминации при использовании указанного типа упаковки.
В частности, использование перчаток, упакованных в диспенсер, обеспечивающий подачу перчаток по одной имеет доказанные преимущества по предупреждению и защите от контаминации (непреднамеренное попадание бактерий и микроорганизмов на кожу рук, на поверхность перчаток)
Таким образом, с учетом практики использования перчаток, а также на основе подтвержденного исследования, достоверно установлено, что перчатки, упакованные с возможностью извлечения перчаток по одной, имеют существенное функциональное значение и снижают риск контаминации перчаток, что в свою очередь снижает риски передачи внутрибольничных инфекций.
По поводу факта наличия у сторонней организации патента на объект интеллектуальной собственности поясняем, что у государственных Заказчиков нет законодательной обязанности проверять устанавливаемые требования на этапе формирования извещения на факт наличия патента на ту или иную характеристику изделия; в обжалуемом техническом задании установлено требование к укладке перчаток, а не к наличию у поставщиков патента или соглашения об использовании результата от патентообладателя, так как объектом закупки является поставка готовой продукции, а не разработка/изготовление или проектирование медицинских перчаток.
Все вопросы связанные с приобретением продукции, с соблюдением каких-либо договорных обязательств, в том числе в сфере вопросов интеллектуальной собственности, между поставщиком по данной закупке и его дистрибьютором/производителем/заводом изготовителем и т.д., относятся исключительно к вопросам непосредственной деятельности самого поставщика, которые никоим образом не влияют на право Заказчика устанавливать те или иные требования к закупаемому товару.
Так, на данный момент существуют запатентованные изобретения на различные технологии при изготовлении перчаток: изготовление перчаток без ускорителей серы; изготовление тонких гладких перчаток из нитрилового каучука; изготовление маканого изделия на основе латекса натурального каучука.
Следуя логике Заявителя, любые медицинские перчатки попадают под действия патента.
Заказчик не указывает в извещении требования о соответствии какому-либо патенту. Заказчик закупает товар с определенной характеристикой, именно конечный продукт. Каким образом будет достигнуто соответствие указанной характеристике теми или иными производителями (с использованием патента или без его использования), не представляет интереса для Заказчика. Указанные вопросы касаются исключительно поставщиков при выборе своих контрагентов и определении своей ценовой политики.
Представитель Заказчика пояснил, что, устанавливая требования к характеристикам закупаемым медицинским изделиям, Заказчик исходил из объективных потребностей при оказании им медицинской помощи, а также указал, что требования изложены с учетом обоснования их установления.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медиция" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 ноября 2023 г. N 44-4839/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023