Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская больница N 22" (далее - Заказчик):
ИП Кухто Татьяны Алексеевны (далее - Участник, ИП Кухто Т.А.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 29838-ЭП/23 от 20.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для ПЦР диагностики инфекции вызванной короновирусной инфекцией SARS-COV-2 (извещение N 0372200026223000063),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ПЦР диагностики инфекции вызванной короновирусной инфекцией SARS-COV-2 (извещение N 0372200026223000063) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 747 850,12 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Кухто Т.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Кухто Т.А. заключен государственный контракт N 0372200026223000063 от 10.03.2023 (далее - Контракт) на сумму 568 366,12 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 12.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Кухто Т.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для ПЦР диагностики инфекции вызванной короновирусной инфекцией SARS-COV-2 (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 3.1 Контракта Товар поставляется Заказчику в соответствии с условиями Контракта. Количество к поставке Товара (партии товара) определяется на основании Заявки Заказчика. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного п. 12.1 Контракта.
03.10.2023 по адресу электронной почты, указанному в Контракте, в адрес Участника была направлена заявка на сумму 131 180,48 рублей.
20.10.2023 Заказчиком по адресам электронной почты Участника (ook@nikofarmperm.ru, tenderl@nikofarmperm.ru) была направлена претензия исх. N 2429 с заявкой со сроком поставки - 27.10.2023.
По состоянию на 27.10.2023 поставка Товара не была осуществлена Участником.
30.10.2023 в адрес Участника направлена претензия исх. N 2534 со сроком поставки Товара до 06.11.2023.
Однако по состоянию на 07.11.2023 Товар так и не поставлен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.9 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Кухто Т.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ИП Кухто Т.А. не уклонялась от исполнения Контракта, а напротив, предпринимала меры для его исполнения, о чем свидетельствует соответствующая переписка.
Действуя добросовестным образом, ИП Кухто Т.А. незамедлительно, после признания ее победителем закупки, приступила к исполнению своих обязательств, в связи с чем ею были заказаны и оплачены медицинские изделия, в целях исполнения Контракта. Однако в связи с возникшей сложной внешнеполитической ситуацией и введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц импорт Товара европейского производства приостановлен до неопределенного времени.
Об изложенных выше обстоятельствах было сообщено Заказчику в письме посредством электронной почты 13.10.2023.
Понимая, что допускается просрочка поставки Товара по указанным выше причинам, ИП Кухто Т.А. изыскала дополнительные источники и организовала в адрес Заказчика отгрузку Товара на общую сумму 518 310,84, что составляет 91 % от всей суммы Контракта. Товар по указанным выше поставкам Заказчиком принят и оплачен на сумму 387 130,36 рублей.
Так, 02.05.2023 Участнику была направлена заявка на поставку Товара на сумму 472 680,72 рублей.
30.05.2023 Участник известил Заказчика о прибытии груза на терминал Транспортной компании "Байкал сервис" в Санкт-Петербурге на сумму 387 130,36 рублей. Товар был принят и оплачен Заказчиком без разногласий.
03.10.2023 Участнику поступила вторая заявка на поставку Товара от Заказчика на сумму 131 180,48 рублей.
13.10.2023 Участник известил Заказчика о возможной задержке Товара по причинам, независящим от ИП Кухто Т.А. Ответа от Заказчика на вышеуказанное письмо не поступало.
07.11.2023 на Официальном сайте было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
08.11.2023 часть Товара по заявке на сумму 77 437,04 рублей была отправлена Заказчику, о чем Участник проинформировал Заказчика и направил трек-номер для отслеживания груза, а также попросил Заказчика отменить односторонний отказ от исполнения Контракта.
10.11.2023 оставшаяся часть Товара по заявке на сумму 53 743,44 рублей была направлена Заказчику.
15.11.2023 Участник в письме по электронной почте направил Заказчику трек-номер для отслеживания отправления, указав ориентировочную дату прибытия - 16.11.22023.
16.11.2023 Участник известил Заказчика о прибытии груза на терминал в Санкт-Петербурге.
17.11.2023 ИП Кухто Т.А. запросила информацию у Заказчика о готовности принять Товар.
Вместе с тем ни на одно из писем Участника с 03.10.2023 Заказчик не ответил.
Заказчик отказался в приемке Товара по двум вышеуказанным поставкам.
17.11.2023 Заказчик разместил на Официальном сайте акт рекламации, в котором указал, что поставка Товара по счету N 475 от 08.10.2023 на сумму 77 437,04 рублей выполнена в полном объеме. В то время как поставка по счету N 484 от 10.11.2023 не выполнена по причине несоответствия Товара.
Однако, по мнению представителя Участника, вопреки п. 3.6 Контракта Заказчик неправомерно отказал в приемке Товара на сумму 77 43,04 рублей.
20.11.2023 ИП Кухто Т.А. предложила Заказчику заменить Товар на сумму 53 743,44 рублей, который ошибочно по причине пересорта в Транспортной компании ушел в другое учреждение. Ответа от Заказчика не поступило.
20.11.2023 Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт был расторгнут.
Пунктом 3.6 Контракта установлено, что в день поставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству упаковок Товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству Товара.
Согласно п. 4.3.1 Контракта Заказчик обязан обеспечить своевременную оплату поставленного Товара, соответствующего условиям Контракта, в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом.
А так же в соответствии со ст. 95, п. 13, б Закона о контрактной системе после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
Однако в нарушение указанного выше пункта Контракта и требования Закона о контрактной системе Заказчик свои обязанности не исполнил.
Согласно п. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результатами отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с статьей.
Согласно п. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Таким образом, представитель Участника полагает, что Заказчиком нарушены условия Контракта в части уклонения от приемки Товара.
На текущий момент Товар, отправленный Заказчику на сумму 131 180,48 рублей, находится на складе в Санкт- Петербурге.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Кухто Т.А. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ИП Кухто Т.А., действуя добросовестно, предприняла все зависящие от нее меры, для полного и добросовестного исполнения заявки Заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Кухто Т.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Кухто Татьяны Алексеевны, (ИНН: 402704874088), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 ноября 2023 г. N РНП-78-1650/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023