Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУДО СШ Красногвардейского района Санкт - Петербурга (далее - Заказчик, Исполнитель): по доверенности,
ООО "ТД Сограндис" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30114-ЭП/23 от 21.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку средств автотранспортных для Государственного бюджетного учреждения спортивная школа Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200000723000168),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку средств автотранспортных для Государственного бюджетного учреждения спортивная школа Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0172200000723000168) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 683 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТД Сограндис"
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТД Сограндис" заключен государственный контракт N МАЗ/СШ от 05.06.2023 на сумму 4 683 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТД Сограндис".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить средства автотранспортные (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта).
Согласно разделу III Контракта поставка Товара осуществляется в течение 60 рабочих дней с момента заключения Контракта, т.е. в срок до 28.08.2023.
20.10.2023 Поставщик оформил документы о приемке Товара.
21 октября 2023 года Товар был доставлен в адрес Заказчика. При проверке соответствия Товара, характеристикам, указанных в Спецификации (Приложение N1 к Контракту), было установлено несоответствие: отсутствие регулируемой рулевой колонки руля.
В соответствии с п. 3.5 Контракта в случае обнаружения Заказчиком нарушений условий Контракта, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара Заказчик формирует мотивированный отказ от подписания документа о приемке Товара с указанием причин такого отказа.
25.10.2023 Заказчик оформил мотивированный отказ от подписания документа о приемке Товара N929 с указанием причин такого отказа "отсутствие регулируемой рулевой колонки руля", где установил сроки для устранения недостатков 05.11.2023.
По состоянию на 07.11.2023 недостатки Товара не устранены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
В процессе приемке товара Заказчиком было выявлено несоответствие поставленного Поставщиком Товара - вместо регулируемой рулевой колонки руля в комплектации поставленного Поставщиком транспортного средства данная колонка была нерегулируемая (письмо Заказчика от 25.10.2023 исх. N 929 о мотивированном отказе от подписания документов о приемке товара). В стандартной комплектации автомобили МАЗ (полный аналог автомобилей JAC Sunray) оснащается нерегулируемой рулевой колонкой.
В ответ на это письмо Поставщик направил письмо (от 31.10.2023 N б/н) - с предложением о поставке Товара с улучшенными потребительскими свойствами: оставить рулевую колонку нерегулируемой, но дополнительно установить в транспортное средство устройство Глонасс GPS, которое позволяет отслеживать в режиме реального времени местоположение транспортного средства и считывать данные по нему дистанционно. Но данное предложение было отвергнуто Заказчиком.
03.11.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо о том, что он готов исправить выявленные недостатки до 30.11.2023.
Однако Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поскольку на устранение замечаний отводится поставщику всего 10 дней после принятия такого решения Заказчика, Участник не успел по времени устранить замечания.
Таким образом, Участник считает, что он принимал меры к устранению замечаний, предлагал и иные варианты к поставке Товара (улучшение потребительских свойств транспортного средства).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТД Сограндис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено помимо того, что Участник поставил Товар не соответствующий требованиям Контракта, так и то, что необходимый Товар был поставлен с существенной задержкой (по условиям Контракта Товар должен был быть поставлен до 28.08.2023, а был поставлен 21.10.2023).
Документально Участник никак не смог объяснить задержку поставки Товара на 39 рабочих дней.
Помимо этого, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что ООО "ТД Сограндис" включено в реестр недобросовестных поставщиков, данное обстоятельство было учтено комиссией при рассмотрении дела.
Таким образом, Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта в соответствии с его условиями и требованиями, указанными в приложениях к Контракту, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТД Сограндис" (ул. Дьяконова, д. 7, помещ. п8, оф. 1/1, г. Нижний Новгород, 603095), ИНН: 5256203721, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Деулин Денис Вадимович, ИНН: 525862758720; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Деулина Анна Николаевна, ИНН: 525626754708; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТД Сограндис" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.11.23 |
22.11.23 |
21.11.23 |
0 |
21.11.23 |
28.11.23 |
27.11.23 |
0 |
30.11.23 |
30.11.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 ноября 2023 г. N РНП-78-1656/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023