Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
СПБ ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик);
ООО "КСТБ" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29671-ЭП/23 от 17.11.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг подразделением транспортной безопасности по защите строящегося объекта транспортной инфраструктуры "Строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции "Улица Савушкина" до станции "Зоопарк". Шахта N462 от актов незаконного вмешательства для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200067823000052) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067823000052.
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 934 320,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению подателя жалобы, в нарушении порядка описания объекта закупки и условий проекта контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
23.11.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжилось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8.4 ст. 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Электронный документ "Приложение N 5 к извещению о закупке. Проект контракта" содержит следующее положение:
"3.2.1. Начиная с 2024 года Исполнитель исполняет свои обязательства по Контракту, оплата которых будет производиться в 2024 году, только после получения уведомления
о доведении (утверждении) Заказчику объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств, позволяющего в 2024 году оплатить Контракт без изменения его условий.
С даты доведения лимитов бюджетных обязательств до Заказчика, Заказчик уведомляет Исполнителя о доведении (утверждении) объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств путем направления письменного уведомления в течение 5 (пяти) рабочих дней (по адресу или электронному адресу)."
Исполнение контракта осуществляется в период с 01.01.2024 по 31.12.2024.
Из вышеуказанного следует, что проект контракта содержит отлагательное условие в отношении оплаты контракта. Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что согласно положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего вышеуказанные положения государственного контракта, выявлено нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно содержанию электронного документа "Приложение N 5 к извещению о закупке. Проект контракта" Заказчик обязан:
"2.1.7. Принять от Исполнителя за истекший месяц оказанные услуги с подписанием документа о приемке, сформированного с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ."
Пунктом 3.5.1. "Приложения N 5 к извещению о закупке. Проект контракта" установлено:
"Оплата оказанных услуг производится Заказчиком в безналичной форме, в порядке, предусмотренном казначейской системой исполнения бюджета Санкт-Петербурга в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа, указанного в пункте 3.5 Контракта, в пределах объема финансирования, установленного Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на текущий финансовый год по Контракту".
Из данного условий проекта контракта следует, что закрытие этапа (приемка и оплата оказанных услуг) осуществляется в течение 27 рабочих дней с момента размещения подрядчиком в единой информационной системе документа о приемке, то есть в течение 38 календарных дней.
При этом перечнем этапов исполнения контракта, содержащимся в электронном документе "прил4. Копия Перечень этапов исполнения контракта Зоопарк", установлены следующие сроки исполнения этапов:
Исходя из вышеуказанных условий государственного контракта, Заказчиком размещена противоречивая информация относительно сроков исполнения отдельных этапов исполнения контракта с погрешностью в восемь календарных дней.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего вышеуказанные положения государственного контракта, выявлено нарушение п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.1.3. "Технического задания" установлено:
"В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при установлении уровня безопасности N 2 и (или) N 3 или иных обстоятельств, позволяющих полагать нарушение транспортной безопасности на Объекте, а также по требованию Заказчика Исполнитель обеспечивает усиление защиты Объекта за свой счет выставлением дополнительно минимум одного круглосуточного работника ПТБ и дополнительно минимум одной ГБР на период до полного устранения обстоятельств и восстановлению штатной работы Объекта, в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности. При этом время выставления дополнительных работников ПТБ для усиления защиты Объекта, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, не должно превышать 1 (одного) часа. Время прибытия ГБР на Объект при срабатывании тревожной сигнализации, должно составлять не более Ч+0'10" (Ч - время срабатывании тревожной сигнализации, вызова ГБР работником ПТБ)."
Формулировки, содержащиеся в вышеуказанном пункте технического задания ("по требованию Заказчика Исполнитель обеспечивает усиление защиты Объекта за свой счет", "на период до полного устранения обстоятельств и восстановлению штатной работы Объекта"), вносят неопределенность в толковании положений технического задания и могут служить причиной дополнительных издержек для исполнителя, не предусмотренных государственным контрактом. Данные возможные издержки не предусмотрены расчетом цены контракта.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС констатирует нарушение Заказчиком п.1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 34, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КСТБ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 34, п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 ноября 2023 г. N 44-4841/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023