Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Рустехком" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29877-ЭП/23 от 20.11.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на ремонт стадиона (извещение N 0172200004723000238) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004723000238. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 956 189,26 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям, Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
24.11.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжилось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п. 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В силу п. 23 Положения если в случае, указанном в п. 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.11.2023 NИЭОК2 заявка победителя была оценена следующим образом:
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Обоснование решения |
Количество баллов, присвоенное участнику закупки |
качественные характеристики объекта закупки (качество выполнения работ) |
75 |
характеристика N 1 (свойство номер 1) |
40 |
Отсутствие предложения о свойстве номер 1 с полным описанием. Согласно инструкции по заполнению заявки "Представленное в первой части заявки предложение с описанием свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "может", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные.", при этом Представленное участником закупки предложение не соответствует указанному требованию, так как включает следующие положения "При проведении работ наша организация обязуется", слово "обязуется" является производным от слова "обязан". С учетом мотивировочной части решения по делу N 44-4482/23 от 03.11.2023 Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок в отношении данной закупки: "Комиссия УФАС указывает на то, что слово "обязан" является кратким причастием, образованным от причастия "обязанный". Причастие -самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Указанное в заявке победителя слово "обязуется" представляет собой глагол. Помимо вышеуказанного, слова "обязан" и "обязуется" имеют один корень. Таким образом, данные слова являются производными.". |
0 |
характеристика N 2 (свойство номер 2) |
30 |
Наличие предложения о свойстве номер 2 с полным описанием. |
100 |
||
характеристика N 3 (свойство номер 3) |
30 |
Отсутствие предложения о свойстве номер 3 с полным описанием. Согласно инструкции по заполнению заявки "Представленное в первой части заявки предложение с описанием свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "может", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные.", при этом Представленное участником закупки предложение не соответствует указанному требованию, так как включает следующие положения "Подрядчик обязуется выполнять и обеспечивать выполнение работ с соблюдением норм техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и зеленых насаждений.", слово "обязуется" является производным от слова "обязан". С учетом мотивировочной части решения по делу N 44-4482/23 от 03.11.2023 Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок в отношении данной закупки: "Комиссия УФАС указывает на то, что слово "обязан" является кратким причастием, образованным от причастия "обязанный". Причастие -самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Указанное в заявке победителя слово "обязуется" представляет собой глагол. Помимо вышеуказанного, слова "обязан" и "обязуется" имеют один корень. Таким образом, данные слова являются производными.". |
0 |
||
экологические характеристики объекта закупки (охрана окружающей среды) |
25 |
характеристика N 1 (экологическое свойство номер 1) |
75 |
Наличие предложения об экологическом свойстве номер 1 с полным описанием. |
100 |
характеристика N 2 (экологическое свойство номер 2) |
25 |
Наличие предложения об экологическом свойстве номер 2 с полным описанием. Согласно инструкции по заполнению заявки "Представленное в первой части заявки предложение с описанием свойств объекта закупки должно быть однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "может", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные.", при этом Представленное участником закупки предложение не соответствует указанному требованию, так как включает следующие положения "Подрядчик обязуется выполнять и обеспечивать выполнение работ с соблюдением норм техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и зеленых насаждений.", "- за возникновением потребности в данной работе, которая определяется, как в рамках установленных договором сроков, так и в соответствии с природно-климатическими условиями, а также погодными явлениями, которые могу влиять на возникновение потребности в выполнении данной работы;", "При этом разработана система контроля за исправлением допущенных недочетов в работе, которые могут помешать Заказчику принять выполненные работы. Для данных целей выделен сотрудник с соответствующими обязанностями и полномочиями." слово "обязуется" является производным от слова "обязан", слово "могут" является производным от слова "может". С учетом мотивировочной части решения по делу N 44-4482/23 от 03.11.2023 Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок в отношении данной закупки: "Комиссия УФАС указывает на то, что слово "обязан" является кратким причастием, образованным от причастия "обязанный". Причастие -самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Указанное в заявке победителя слово "обязуется" представляет собой глагол. Помимо вышеуказанного, слова "обязан" и "обязуется" имеют один корень. Таким образом, данные слова являются производными.". |
0 |
По мнению Заявителя, комиссия Заказчика по рассмотрению и оценке заявок неверно применила положения установленных в извещении порядка оценки и инструкции по заполнению заявки.
Порядок рассмотрения и оценки заявок, содержащийся в извещении, содержит следующую систему начисления баллов по показателю оценки "свойство номер 1", детализирующему показатель оценки:
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе оценка произведена в отношении каждого показателя оценки, детализирующего показатель оценки. Аналогично в отношении показателей оценки, детализирующих показатель оценки "экологическое свойство номер 1" и "экологическое свойство номер 2". Протоколы содержат подробные сведения об оценке каждой заявки.
Из анализа заявок и представленных Заказчиком пояснений следует, что комиссия Заказчика оценила заявку победителя в соответствии с установленным порядком оценки. Соответственно, довод жалобы признан необоснованным.
По мнению Заявителя, комиссия Заказчика неверно произвела оценку ценовых предложений. Заказчиком в извещении была установлена преференция по Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н, которую комиссия обязана была применить, т.к. не во всех заявках содержались товары только из ЕАЭС.
Из пояснений Заказчика следует.
При формировании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на электронной площадке предусмотрена автоматическая оценка заявок с учетом требований приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н. Следует отметить, что именно у Заявителя (заявка N 3) указаны две страны происхождения товара (Российская Федерация, Китайская Народная Республика), в двух других заявках указана одна страна происхождения товара (Российская Федерация). При этом применение и не применение указанного приказа никак не могло повлиять на результат закупок.
Анализ представленного Заказчиком расчета баллов подтвердил позицию, изложенную Заказчиком в пояснении. На основании изложенного, Комиссия УФАС нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не усматривает. Соответственно, довод жалобы признан необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Срок окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 20.10.2023 21:00, жалоба подана в орган контроля посредством единой информационной системы по истечении срока подачи заявок - 18.11.2023.
Учитывая изложенное, Комиссией УФАС принято решение оставить довод жалобы относительно положений извещения без удовлетворения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Рустехком" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 ноября 2023 г. N 44-4958/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023