Резолютивная часть оглашена
22.11.2023 г. г. Самара
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 15.06.2023 года N 109 "О проведении внеплановой проверки" Инспекция Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе: заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С. Корчагиной, заместителя начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Е.А. Смирновой, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России Д.А. Мочульской,
рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (номер извещения 0842200002123000293, цена контракта - 19 630 008,00 рублей),
У С Т А Н О В И Л А:
В Cамарское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П по объекту закупки: оказание услуг по техническому обслуживанию систем обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Октябрьский и Куйбышевский район городского округа Самара (номер извещения 0842200002123000293, цена контракта - 19 630 008,00 рублей).
Согласно доводам жалобы:
1. Установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604.
2. Заказчиком не установлены дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается.
20.11.2023 года ИП Тожибаевым З.П отозвана жалоба до рассмотрения ее по существу, в связи с чем не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок в порядке, установленном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссией Самарского УФАС России во исполнение письма ФАС России от 11.10.2023 N МШ/83640/23 "О мерах по недопущению злоупотребления отдельными лицами правом обжалования закупок", в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Основания проведения внеплановой проверки изложены в приказе Самарского УФАС России от 15.06.2023 N 109.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 ПП РФ N 2604 от 31.12.2021 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 8 ПП РФ N 2604 от 31.12.2021 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Описанием объекта закупки предусмотрены виды услуг по техническому обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной - безопасности при эксплуатации инженерно-технических систем обеспечения безопасности (ИТСОТБ) на объектах транспортной инфраструктуры.
Согласно пояснениям Заказчика, наличие у участников закупки опыта по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, реконструкции, строительству автомобильных дорог не подразумевает и не гарантирует наличие опыта по оказанию данных услуг.
В рамках данной закупки не предполагается выполнять работы по содержанию автомобильной дороги в понятии, установленном в подпунктах 11 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 3 Закона N 257-ФЗ определяет понятийный аппарат, который используется данным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Пункт 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ устанавливает понятие автомобильная дорога, а пункт 5 - понятие элементы обустройства автомобильных дорог.
Инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности не входят в круг понятий - элементы обустройства автомобильных дорог.
Указанные в описании объекта закупки технические средства обеспечения транспортной безопасности не фиксируют скорость транспортных средств или нарушения правил дорожного движения, поскольку направлены на защиту объектов от актов незаконного вмешательства, антитеррористическую защищенность.
Обслуживание указанных средств не соответствует понятию содержания автомобильной дороги в контексте статьи 12 Закона N 257-ФЗ, поскольку не направлено на обеспечение безопасности дорожного движения (предупреждения дорожно- транспортных происшествий).
Таким образом, рассматриваемая закупка не является закупкой по содержанию автомобильных дорог и требования пункта 32 Положения неприменимы к ней.
2. Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора.
Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В связи с тем, что начальная максимальная цена контракта составляет менее двадцати миллионов, вышеуказанные требования не применяются Заказчиком.
На участие в закупке подано 3 заявки.
Таким образом, Инспекция не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика - Министерства транспорта и автомобильных дорог нарушение требований Закона о контрактной системе не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 ноября 2023 г. N 533-5128-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023