Резолютивная часть оглашена
22.11.2023 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) жалобу ООО "Экодом" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Московское шоссе (от ул. Мичурина до а/д Подъезд к г. Самара от М-5 "Урал"), расположенной в городском округе Самара на участке от ул. Луначарского до ул. Врубеля" (извещение N 0842200002123000292, начальная (максимальная) цена контракта - 321 969 101,39 руб.),
в присутствии представителей Заказчика (до и после перерыва), от Уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, Заявитель извещен, к ВКС не подключился,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Экодом" на положения извещения, содержащая следующие доводы:
1. Графиком производства работ установлены сроки начала выполнения работ, предшествующие дате заключения контракта.
2. В требованиях к содержанию и составу заявки Заказчик (при закупке работ) требует заполнения формы с указанием характеристик предлагаемого товара. Однако при закупке работ и услуг характеристики не предоставляются.
3. В требованиях к содержанию и составу заявки указана информация применительно к аукциону, при этом закупка проводится в форме конкурса.
4. Основным видом работ по закупке является благоустройство, в связи с чем в извещении должно быть установлено требование в соответствии с позицией 9 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
5. Проектом контракта предусмотрен аванс в размере от цены контракта, в то время как согласно информационной карте размер аванса составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта.
6. Размер обеспечения исполнения контракта установлен не от начальной (максимальной) цены контракта, а от цены контракта.
7. В извещении о закупке не указан номер телефона заказчика.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещения о закупке, приложения к нему, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 1.1. статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках вступивших в силу с 01.10.2023 изменений в Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в Единой информационной системе в сфере закупок реализован функционал структурированного описания объекта закупки в извещении об осуществлении закупки, в том числе при осуществлении закупок на выполнение работ (оказание услуг).
В связи с тем, что вид работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования отсутствуют в каталоге товаров, работ, услуг ЕИС в сфере закупок, описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявки указаны не в структурированном виде.
В соответствии пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Во исполнение указанной нормы Закона о контрактной системе в составе извещения о Закупке размещен документ "Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке. Инструкция по ее заполнению", содержащий общие положения статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом, указание в указанном документе слова "аукцион" не влияет на возможность подачи заявки на участие в Закупке, а указание на предоставление характеристик товара не возлагает на участников закупки указывать данные сведения, поскольку предметом контракта является выполнение работ.
Второй и третий довод жалобы признаны необоснованными.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Предметом контракта по рассматриваемой Закупке является ремонт автомобильной дороги общего пользования, ОКПД 2 - 42.11.20.200, в связи с чем в извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, соответствующие предмету закупки.
Четвертый довод жалобы признан необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса).
Согласно положениям Информационной карты, пункта 5.1. проекта контракта начало выполнения работ: с даты заключения контракта.
В Графике производства работ по видам "земляные работы", "обустройство" датой начала выполнения работ указано 10.11.2023, то есть дата начала выполнения указанных работ предшествует дате заключения контракта.
Следовательно, Заказчиком указаны противоречивые сведения о дате начала выполнения работ, что нарушает пункт 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем первый довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
Из пункта 4.6.1. проекта контракта следует, что аванс устанавливается в размере 30 % от стоимости работ текущего финансового года, в то время как согласно Информационной карте размер аванса составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, согласно Извещению - аванс 30%.
Таким образом, вышеуказанные документы содержат противоречивые сведения о размере аванса, что свидетельствует о нарушении пункта 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Пятый довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В Информационной карте установлен размер обеспечения исполнения контракта: 30 % от цены контракта.
Проводимая закупка не относится к случаям, предусмотренным частями 6.1 - 6.2-1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено обеспечение исполнения контракта от цены, по которой заключается контракт, а не от начальной (максимальной) цены контракта.
Шестой довод жалобы признан обоснованным.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "е" пункта 5 Положения при проведении конкурсов документ, предусмотренный приложением N 1 к Положению, формируется в соответствии с требованиями, в том числе: в разделе I указывается информация о заказчике (в том числе адрес электронной почты).
Комиссией установлено, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном Конкурсе не содержит номер телефона заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок рассмотрения и оценки первых заявок на участие в электронном конкурсе в указанной части не соответствует требованиям Положения.
В связи с вышеуказанными допущенными нарушениями в действиях Заказчика, уполномоченного органа могут усматриваться признаки административного нарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пунктов 8, 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, подпункта "е" пункта 5 Постановления Правительства от 31.12.2021 N 2604.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы ответственному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 ноября 2023 г. N 530-14942-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023