Резолютивная часть оглашена
27.11.2023 г. Самара
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 21.11.2023 N 210 "О проведении внеплановой проверки" Инспекция Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении Заказчика - ГБУЗ "Самарский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики", на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки по объекту: Оказание услуг на приобретение неисключительных прав (лицензий) пользования операционной системой MicrosoftWindows 10 Professional (Извещение N 0142200001323013874, начальная (максимальная) цена контракта 38 400 руб.),
в присутствии представителей Заказчика (доверенности),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Самарского УФАС России из ФАС России поступило обращение от АНО "ЦКИТ" о нарушении ГБУЗ "Самарский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (далее - Заказчик) законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки N 0142200001323013874.
Из указанного обращения следует, что при описании объекта закупок было указано конкретное наименование иностранного ПО: "MicrosoftWindowslO Professional". Вместе с тем в едином реестре российского ПО и (или) едином реестре евразийского ПО содержатся сведения о российских и евразийских аналогах закупаемого иностранного ПО, в том числе "Astra Linux", ОС "Альт".
В документации отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, подготовленное в соответствии с требованием Порядка, утвержденного Постановлением N 1236. Закупка иностранного ПО является необоснованной.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе следует, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
08.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки: Оказание услуг на приобретение неисключительных прав (лицензий) пользования операционной системой MicrosoftWindows 10 Professional.
Согласно извещению о закупке Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, при осуществлении закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Постановлением N 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), в силу пункта 2 которого обоснование невозможности соблюдения такого запрета подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Указанный Порядок в пункте 3 закрепляет, что обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения должно содержать:
- указание на обстоятельство, предусмотренное "а" или "б" пункта 2 указанного Порядка;
- класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение; функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 указанного Порядка).
Согласно пункту 4 названного Порядка обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 6 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в антимонопольный орган представлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, соответствующее вышеуказанным требованиям Порядка.
Так, согласно указанному обоснованию Заказчиком произведено сравнение характеристик закупаемого программного обеспечения с 63 программными обеспечениями, в том числе с "Astra Linux", ОС "Альт".
При указанных обстоятельствах, Инспекция Самарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения при осуществлении рассматриваемой закупки.
Вместе с тем, установлено, что указанное обоснование не размещено в ЕИС, в связи с чем действия (бездействия) Заказчика нарушают пункт 6 Порядка, утвержденного Постановлением N 1236, часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки установлено, что на участие в закупке подано 3 заявки, запросов разъяснений, жалоб от участников закупки не поступало.
По итогам закупки 30.06.2023 заключен контракт по цене 7 656 руб. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 80%.
Поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат торгов, а также поскольку контракт по итогам закупки заключен, предписание об устранении допущенных нарушений не выдается.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. В действиях ГБУЗ "Самарский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" нарушений Закона о контрактной системе при обосновании невозможности соблюдения запрета на допуск не установлено.
2. Признать в действиях ГБУЗ "Самарский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" нарушение пункта 6 Порядка, утвержденного Постановлением N 1236, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 ноября 2023 г. N 59-15294-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023