Резолютивная часть оглашена
28.11.2023 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Администрации городского округа Тольятти (далее - Заказчик) о включении сведений ООО "СТРОЙСЕРВИС" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по благоустройству мест отдыха на внутриквартальных территориях (карманный парк) (ИКЗ 233632000174163240100103640014299244, извещение N 0842300004023000430, цена контракта - 7 990 000,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
02.11.2023 года по результатам проведенного электронного запроса котировок между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 0842300004023000430 на благоустройство мест отдыха на внутриквартальных территориях (карманный парк).
Пунктом 1.1 Контракта определено, что Подрядчик обязуется выполнить работы для нужд городского округа Тольятти: Благоустройство мест отдыха на внутриквартальных территориях (Карманный парк), (далее - работы), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), Сметой контракта (Приложение N 3 к Контракту) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте.
Работы выполняются в рамках реализации муниципальной программы "Благоустройство территории городского округа Тольятти на 2015-2024 годы".
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта цена Контракта составляет 7 990 000 (семь миллионов девятьсот девяносто тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20%, что составляет 1 331 666,67 рублей.
Пунктом 3.4.1 Контракта определено, что Подрядчик обязан приступить к выполнению работ в сроки, указанные в пункте 4.1 контракта.
В пункте 4.1 Контракта указано, что срок начала выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта. Срок окончания выполнения работ: 10.12.2023 г.
В соответствии с пунктом 4.2 Контракта Место выполнения работ: городской округ Тольятти, территория западнее дома N46 по ул. Лесной.
Пунктом 4.3 Контракта определено, что качество, технические характеристики работ должны соответствовать действующему законодательству РФ, условиям Контракта, Техническому заданию.
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.
Как следует из письменных пояснений Заказчика по состоянию на 08.11.2023 года Подрядчик к работам не приступил. На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения заключенного контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
08.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 21.11.2023 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно письменным пояснениям ООО "СТРОЙСЕРВИС", 03.11.2023 года директор ООО "СТРОЙСЕРВИС" совместно с главным инженером и иными сотрудниками прибыли на место предполагаемого производства работ для определения видов и количества используемой спецтехники, оборудования и разработки мероприятий по обеспечению безопасности. Представителями Подрядчика осуществлен осмотр стройплощадки, во время которого определено, где будут находиться временные постройки, ограждения, складская и монтажные площадки и т. д., кроме того, произведено сопоставление реальных объемов работ со сметной документаций (с составлением дефектной ведомости), составлен перечень инструментов и оборудования для производства работ, осуществлена разметка мест сбора и обвалования растительного грунта согласно требованиям СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий".
04.11.2023 г. состоялась встреча директора ООО "СТРОЙСЕРВИС" с куратором производства работ на объекте строительства (Заказчик на заседании комиссии Самарского УФАС России подтвердил выход на территорию). Предметом встречи было обсуждение порядка производства работ, требований к эстетическому облику их результатов, в связи с тем, что Проект благоустройства в документации о закупке отсутствовал.
07.11.2023 г. ООО "СТРОЙСЕРВИС" обратилось в Администрацию Центрального района городского округа Тольятти за выдачей порубочного билета и разрешения на производство земляных работ для выполнения соответствующих видов работ на объекте.
07.11.2023 г. ООО приступило к демонтажу надземных фундаментов на объекте и вывоз на утилизацию бетонолома.
08.11.2023 года между Подрядчиком и ООО "Рециклинг" заключен договор на утилизацию бетонолома.
Только 08.11.2023 года Заказчиком передан в адрес Подрядчика Проект "Благоустройство мест отдыха на внутриквартальных территориях (Карманный парк)", который необходим для оформления порубочного билета и для производства работ на объекте.
08.11.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, однако Общество не приостановило работы.
10.11.2023 года Общество направило Заказчику возражения на односторонний отказ от исполнения контракта.
Порубочный билет получен Подрядчиком 16.11.2023 г. N694 от 15.11.2023 г.
На настоящий момент на объекте осуществлены ограждение строительной площадки, демонтаж поверхностного бетонного фундамента, демонтаж твердых покрытий участка, осуществлен вывоз бетонолома, проведен спил и вывоз деревьев.
Таким образом, Подрядчик на протяжении срока исполнения Контракта принимал меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Из представленных документов следует, что Подрядчик имеет намерения завершить работы по Контракту, в связи с чем признаки недобросовестного поведения Подрядчика в данном случае отсутствовали.
Так же следует отметить, что контракт заключен 02.11.2023 года, решение об одностороннем отказе принято Заказчиком 08.11.2023 г., в то время как, согласно контракту, срок окончания работ 10.12.2023 г. и у Подрядчика оставался месяц на выполнение подрядных работ.
Утверждение Заказчика, что исполнение обязательств по контракту со стороны Общества выполнялось в нарушении сроков выполнения работ предусмотренных контрактом, не находит своего подтверждения, так как котировочная документация, сведения, размещенные в ЕИС в разделе реестра контрактов, не содержат графика работ и требования о выполнении работ согласно графику.
Экспертиза выполненных работ со стороны Заказчика не проводилась.
На основании вышеизложенного, антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Согласно пункту в части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ООО "СТРОЙСЕРВИС" не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "СТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ООО "СТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 декабря 2023 г. N РНП-63-296
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023