Резолютивная часть оглашена
28.11.2023 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Муниципального бюджетного учреждения "Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кинельского района" (далее - Заказчик) о включении сведений ООО "ПСК-ГРУПП" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного конкурса на выполнение капитального ремонта здания детского сада, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Георгиевка, ул. Юбилейная, д.2 (извещение N 0142200001323002677, ИКЗ 233637100481463500100100160014339244, начальная (максимальная) цена контракта - 17 500 826,40 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
27.03.2023 года по результатам проведенного электронного конкурса между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 0142200001323002677 на выполнение капитального ремонта здания детского сада, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Георгиевка, ул. Юбилейная, д.2.
Пунктом 2.1 Контракта определено, что цена Контракта составляет 12 800 000 рублей 00 копеек (Двенадцать миллионов восемьсот тысяч рублей 00 копеек), в том числе НДС -20%, что составляет 2133
333 рубля 33 копейки (Два миллиона сто тридцать три тысячи триста тридцать три рубля 33 копейки). НДС не подлежит уплате в бюджет в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям документов стандартизации и технического регулирования (ГОСТ, ТУ и других), установленных для данного типа (вида) работ, подтверждаться документами на русском языке (при наличии). Требования к качеству работ, порядку их выполнения, требования к результатам выполненных работ указываются в Техническом задании.
Пунктом 4.1.1 Контракта предусмотрено, что сроки выполнения работ в полном объеме определены сторонами:
Начало работ: в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1).
Окончание работ: в соответствии с Техническим заданием (приложение N1).
В соответствии с техническим заданием - срок выполнения работ по Контракту: с 24.04.2023 по 01.08.2023.
Пунктом 4.1.2 Контракта определен срок действия Контракта, а именно начало - с момента заключения, окончание - 31.12.2023.
Согласно пункту 6.2.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с принятыми на себя обязательствами по настоящему Контракту, в полном соответствии с приложениями к настоящему Контракту, нормами и правилами проведения работ по капитальному ремонту.
Пунктом 6.2.6. Контракта предусмотрено, что Подрядчик должен приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим Контрактом срок, и письменно известить об этом Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня после наступления таких обстоятельств.
Пунктом 10.7 Контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.
Как следует из письменных пояснений Заказчика с 13.07.2023 года при осуществлении регулярных выездных проверок на объекте отсутствовали рабочие в достаточном количестве, выполнение работ происходило с нарушением технологий, что привело к порче плитки при проведении сварочных работ, несвоевременная уборка помещений от строительного мусора привела к порче поверхностного слоя гомогенного покрытия.
На основании вышеизложенного 10.11.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения заключенного контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
10.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 21.11.2023 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно письменным пояснениям Общества, Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, предпринимал все меры для его завершения.
Вместе с тем, в сметной документации N ЛС 020101 (приложение к контракту) отсутствовали работы по штукатурке стен, в силу части 6.2.6. вышеуказанного Контракта, ООО "ПСК-Групп" 23.05.2023 г. уведомило заказчика о невозможности выполнения дальнейших работ по покраске стен и потолков, установке радиаторов, дверей, устройству гомогенного покрытия, в связи с чем, МБУ "Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства" 14.07.2023 г. заключило дополнительный контракт N 0142200001323015548 с ООО "ФОРТСТРОЙ" на выполнение капитального ремонта здания детского сада, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Георгиевка, ул. Юбилейная, д.2. Этап 2.
ООО "Форстрой" работы по контракту завершило только 26.09.2023 г., что препятствовало выполнению работ, предусмотренных контрактом ООО "ПСК-ГРУПП".
26.07.2023 г., 17.11.2023 г. Подрядчиком через Единую информационную систему в адрес Заказчика направлены письма о продлении сроков исполнения контракта, в связи с невозможностью исполнять контракт пока исполняется контракт N 0142200001323015548 ООО "Форстрой".
Однако, Заказчик срок исполнения контракта не продлил, в письмах исх. N 615 от 21.08.2023 г., N 641 от 30.08.2023 г., N 485 от 21.07.2023 г., N 490 от 24.07.2023 г., N 491 от 25.07.2023 г., N 524 от 01.08.2023 г., N 450 от 13.07.2023 г. Заказчик указывал на нарушение Подрядчиком сроков исполнения контракта.
Кроме того, возникла необходимость замены радиаторов отопления марки Rifar, в связи с уходом с рынка иностранных поставщиков. Данное обстоятельство послужило причиной необходимости замены оборудования, предусмотренного проектно-сметной документацией к Контракту, на аналоги, что повлекло, в свою очередь, дополнительные задержки и необходимость получения согласований Заказчика.
Между Заказчиком и Подрядчиком велась многочисленная переписка относительно порядка, качества, объема и сроков исполнения работ.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных обстоятельств, у Подрядчика имелись препятствия к выполнению и завершению работ в установленный срок.
Подрядчик на протяжении срока исполнения Контракта принимал меры для надлежащего исполнения условий Контракта, направлял Заказчику предусмотренную информацию о ходе исполнения Договора, возникающих проблемах и путях их решения.
Из представленных документов следует, что Подрядчик имеет намерения завершить работы по Контракту, в связи с чем признаки недобросовестного поведения Подрядчика в данном случае отсутствовали.
Цена контракта составляет - 12 800 000,00 рублей. Стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составила 6 965 700,30 рублей. Учитывая, что Подрядчиком выполнен значительный объем работ по контракту антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контракта.
Согласно пункту в части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ООО "ПСК-ГРУПП" не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ПСК-ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ООО "ПСК-ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 декабря 2023 г. N РНП-63-293
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023