Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 17675/23) ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Федосеева И.Н. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку имплантов для нейрохирургического отделения (эндопротез тела позвонка) (с) (изв. N 0356200002023000507).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200002023000507, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку имплантов для нейрохирургического отделения (эндопротез тела позвонка) (с). Начальная (максимальная) цена контракта 924 800,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 27.11.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.11.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.05.2023 г. между Заказчиком и ИП Федосеевым И.Н. (далее - Поставщик, Предприниматель) заключен контракт N 356200002023000507 на поставку имплантов для нейрохирургического отделения (эндопротез тела позвонка) (с) (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 10.11.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить импланты для нейрохирургического отделения (эндопротез тела позвонка) (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, наименование и страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала поставки товара: с даты заключения Контракта.
1.4. Срок окончания поставки товара: не позднее 31.12.2023 г.
1.5. Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 календарных дней с момента направления заявки. Заявки направляются в адрес Поставщика посредством электронной почты или факсом, или почтой, в рабочие дни с 8-00 по 16-00, за исключением перерыва с 11-00 до 12-00 часов по местному времени.
1.6. Место поставки товара: 614000, Пермский край, район -, Пермь, улица Пушкина, дом 85.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств
7.5.2. не поставки Товара или его части в сроки, предусмотренные контрактом более чем на десять дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
7.5.3. поставки Товара с дефектами, которые не могут быть устранены в установленный настоящим контрактом срок;
7.5.4. не выполнение требования Заказчика о замене некачественного Товара или о доукомплектовании Товара в установленный срок;
7.5.5. неоднократного (2 раза и более) выявления недостатков Товара, которые проявляются вновь после их устранения.
7.5.6. в иных случаях, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Общества является 10.11.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 21.11.2023 г.
Информация об ИП Федосееве И.Н. была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 21.11.2023.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
19.06.2023 г. Заказчик направил заявку Поставщику в соответствии с Контрактом с указанием наименования и количества требуемого к поставке Товара.
25.08.2023 г. требуемый товар был поставлен Поставщиком. Однако, товар не соответствовал техническому заданию, вследствие чего Заказчик отказался от приемки.
Заказчиком составлен и направлен Поставщику акт рекламации N 2 от 05.09.2023 г. с указанием причин отказа в приемке, а именно:
- по первой позиции заявки эндопротез тела позвонка не соответствует техническому заданию по толщине стенки сетки меша (по техническому заданию -1,5 мм., фактическая толщина 1,2 мм.)
- по второй позиции заявки эндопротез тела позвонка не соответствует техническому заданию (маркировка на русском языке "штифт на заказ" на упаковке не соответствует маркировке на английском языке "Эко-кейдж спинной 12 мм на 80 мм". Согласно регистрационному удостоверению N РЗН 2013/1295 от 14.05.2021 г., эндопротез тела позвонка "эко-кейдж спинной 12 мм на 80 мм" не зарегистрирован в РФ).
03.10.2023 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию с просьбой произвести замену поставленного товара на товар, соответствующий техническому заданию. Однако, до настоящего времени требуемый так и не был поставлен.
Поставщик в предоставленных пояснениях сообщает, что подавая заявку, Предприниматель основывался на информации, полученной от Производителя требуемого к поставке товара (далее - Производитель).
От Производителя был получен ответ, о том, что в параметры требуемого товары были внесены изменения и толщина была изменена с 1,5 мм на 1,2 мм.
Поставщик направил в адрес Заказчика запрос, в котором задал вопрос о возможности поставки товара с толщиной 1,5 мм.
Производитель в предоставленном ответе сообщил, что производство требуемого товара возможно, вместе с тем, срок производства и поставки данного товара займёт около трёх месяцев.
Относительно несоответствия маркировки товара по второй позиции Поставщик сообщает, что Производитель требуемого товара ввёл в заблуждение Поставщика относительно наименования поставляемого товара, в связи с чем Поставщиком была направлена претензия Производителю.
Также Поставщик предложил Заказчику заменить товар по второй позиции на товар с улучшенными характеристиками либо расторгнуть договор по соглашению сторон, о чем направил предложение Заказчику, однако, согласия на предлагаемые варианты разрешения вопроса от Заказчика Поставщик не получил.
В подтверждение своей позиции Поставщик предоставил материалы переписки с Заказчиком и с Производителем в полном объёме.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений ИП Федосеева И.Н., а также предоставленных Поставщиком документов можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта, однако по независящим от ИП Федосеева И.Н. обстоятельствам, поставить товар с полной совокупностью требуемых характеристик не представилось возможным.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Федосеев И.Н. исполнил 72 контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ИП Федосеева И.Н., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщик, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Федосееве И.Н. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Федосееве И.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 ноября 2023 г. N РНП-59-407
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023