Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены комиссии:
- Шварев Р.А., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Качин М.Е., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии Пинегиной И.А. (на основании паспорта), представителя ИП Пинегиной И.А. - Поплавского А.И. (на основании доверенности), в отсутствие представителей ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх. N 17708/23) ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Пинегиной И.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку расходного материала для отделения травматологии (винты) (с) (изв. N 0356200002023000370).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200002023000370, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходного материала для отделения травматологии (винты) (с). Начальная (максимальная) цена контракта 1 580 695,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.04.2023 г. между Заказчиком и ИП Пинегиной И.А. (далее - Поставщик) заключен контракт N 0356200002023000370 на поставку расходного материала для отделения травматологии (винты) на сумму 1 288 266,39 руб. (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 10.11.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, наименование и страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала поставки товара: С даты заключения Контракта.
1.4. Срок окончания поставки товара: Не позднее 31.03.2024 г.
1.5. Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 календарных дней с момента направления заявки.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств
7.5.2. не поставки Товара или его части в сроки, предусмотренные контрактом более чем на десять дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
7.5.3. поставки Товара с дефектами, которые не могут быть устранены в установленный настоящим контрактом срок;
7.5.4. не выполнение требования Заказчика о замене некачественного Товара или о доукомплектовании Товара в установленный срок;
7.5.5. неоднократного (2 раза и более) выявления недостатков Товара, которые проявляются вновь после их устранения.
7.5.6. в иных случаях, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления подрядчика является 10.11.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 21.11.2023 г.
Информация об ИП Пинегиной И.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 21.11.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
31.07.2023 г. Заказчик направил заявку Поставщику в соответствии с Договором с указанием наименования и количества Товара. Заявка направлена Поставщику посредством электронной почты.
Однако, в срок предусмотренный Контрактом товар Заказчику не был направлен.
27.10.2023 г. Заказчиком составлен и подписан акт рекламации о не поставке товара.
На основании вышеуказанного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поставщик в письменных пояснениях сообщает о том, что Заказчик препятствовал исполнению положений данного Контракта, требовал к поставе товар нестандартных размеров, отсутствующий в каталогах производителей.
Требуемый товар был направлен Заказчику 10.08.2023, однако, поставленный товар был возвращен Поставщику.
ИП Пинегина И.А. поясняет, что 21.08.2023 Заказчик сообщил о несоответствии товара положениям Технического задания.
Однако, Поставщик обращает внимание на то, что Заказчиком не была представлена фотодокументация несоответствий, а также данные об измерительных инструментах, которые использовал Заказчик.
В свою очередь, Предприниматель поясняет, что ИП Пинегина И.А. обратилась к иному производителю требуемого товара и сообщила Заказчику, что готова поставить ранее затребованный товар нестандартных размеров.
Также ИП Пинегина И.А. сообщает, что так и не получила ответы на ранее направленные письма с просьбой предоставления информации о несоответствии поставленного товара положениям извещения и приложений к нему и не была ознакомлена с актом рекламации, который составил Заказчик по итогам приёмки товара.
ИП Пинегина И.А. сообщает, что согласно положениям Контракта, Поставщик должен поставить для Заказчика 1692 винта по 17 разным позициям Технического задания.
Вместе с тем, сложности с поставкой возникли исключительно в отношении одной позиции Технического задания, что, по мнению Поставщика, не является весомым основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Кроме того, ИП Пинегина И.А. заявляет, что готова исполнить в полном объёме положения данного Контракта.
В подтверждение своей позиции, ИП Пинегина И.А. направила в адрес Комиссии материалы переписки с Заказчиком в полном объёме.
Таким образом, Комиссия обращает внимание на то, что между сторонами возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Пинегина И.А. исполнила 9 контрактов.
Установленные Комиссией обстоятельства свидетельствуют о намерении Поставщика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщика не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ИП Пинегиной И.А., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Пинегиной И.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Пинегиной И.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 ноября 2023 г. N РНП-59-413
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023