Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок(далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "СОФ "БАРО", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "СОФ "БАРО",
У С Т А Н О В И Л А:
20.11.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "СОФ "БАРО" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцы) (извещение N 0340200003323015562).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки по позициям 2, 5, поскольку Заказчиком применена ненадлежащая позиция каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 32.50.13.110-00004572 "Шприц общего назначения", установлены дополнительные характеристики товара. Так, по мнению Заявителя, описанию объекта закупки соответствует позиция КТРУ 32.50.13.110-00003 "Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла". Более того, при проверке сайта Росздравнадзора обнаружено, что шприцы с механизмом самоблокирования соответствуют коду вида медицинского изделия 321610, что входит в КТРУ 32.50.13.110-00003 и доказывает, что данный шприц не является шприцом общего назначения.
Указал, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов. Таким образом, Заказчик с целью преодоления ограничений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", намерено заменил КТРУ 32.50.13.110-00003 на КТРУ 32.50.13.110-00004572.
Рассмотрение жалобы назначено на 24.11.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик письменно пояснил, что документация об аукционе в электронной форме на закупку шприцов разработана в соответствии с потребностью Заказчика и с соблюдением требований Закона о контрактной системе.
Сообщил, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования Каталога обязательному использованию заказчиком.
Указал, что при описании объекта закупки по позициям 2, 5 использовал код позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572, поскольку шприц, предусмотренный данным КТРУ, используется для введения вязких растворов (на масляной основе), введения лекарственных веществ в плотные ткани, предназначен для диагностических пункций, отсасывания патологического содержимого из полостей, что говорит о широком применения изделия и его общем назначении. В то время как Заявитель жалобы указывает на шприц, предусмотренный КТРУ 32.50.13.110-00003, исключительно для целей введения вакцин.
Сообщил, что дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. После проведения медицинской манипуляции, возникает вероятность ранения медицинского персонала, а в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (например, ВИЧ и гепатит), такие ранения могут вызвать инфекцию. Шприц с данный механизмом приводит к немедленному разрушению шприца и является надежным способом защиты от повторного использования медицинского изделия, исключающим человеческий фактор, а также минимизирует риски случайного ранения персонала и последующего его инфицирования.
Указал, что в настоящее время на российском рынке представлено множество производителей (не только российских) безопасных шприцев. Все они являются шприцами общего назначения и зарегистрированы под соответствующими кодами, в том числе, с видами медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, 260600 и 349160, которые относятся к КТРУ 32.50.13.110-00004572.
Просит признать жалобу необоснованной, рассмотреть материалы в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
09.11.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцы). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 657 160,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) по позиции 2, 5 к поставке требуются:
N п/п |
Наименование товара, количество товара, единица измерения, код позиции КТРУ или код ОКПД 2 |
Наименование характеристики |
Тип характеристики |
Значение характеристики, единица измерения |
Инструкция к заполнению |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
Обоснование использования дополнительной характеристики |
2 |
Шприц общего назначения 5000 ШТ |
Игла в комплекте |
качественная |
Одна и более |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика |
|
Коннектор |
качественная |
Несъемная игла |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Градуированный объем шприца |
количественная |
2 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Дистальный конец шприца со встроенной иглой (несъемной) |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Типоразмер иглы: 23G |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Номинальная длина трубки иглы |
количественная |
<=25 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
требование заказчика |
|||
Корпус и поршень шприца не содержат латекса, наличие соответствующей маркировки на всех видах упаковки |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Цилиндр шприца прозрачный, с ограничителем хода поршня, материал изготовления-полипропилен |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Шприц оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Упаковка |
качественная |
Индивидуальная , стерильная |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
5 |
Шприц общего назначения 2000 ШТ |
Игла в комплекте |
качественная |
Одна и более |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика |
|
Коннектор |
качественная |
Несъемная игла |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Градуированный объем шприца |
количественная |
10 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Дистальный конец шприца со встроенной иглой (несъемной) |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Типоразмер иглы: 21G |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Номинальная длина трубки иглы |
количественная |
<=38 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
требование заказчика |
|||
Корпус и поршень шприца не содержат латекса, наличие соответствующей маркировки на всех видах упаковки |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Цилиндр шприца прозрачный, с ограничителем хода поршня, материал изготовления-полипропилен |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Шприц оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца |
качественная |
Соответствие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Упаковка |
качественная |
Индивидуальная стерильная |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. "а" п. 5 Правил вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По поводу кода вида медицинского изделия, Минфин России сообщает в письме от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961", что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона N 44-ФЗ и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком.
Согласно письменных пояснений Заказчика, закупаемые шприцы предполагается использовать для введения вязких растворов (на масляной основе), введения лекарственных средств в плотные ткани, а также для диагностических пункций и др.
Таким образом, шприцы, предназначенные исключительно для введения вакцин, не соответствуют потребности Заказчика.
Заказчик описал товар по оспариваемой позиции в соответствии с потребностью, а также с учетом требований Правил, в том числе указал дополнительную информацию с обоснованием необходимости дополнительных характеристик товара.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики оказания медицинской помощи.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем не представлены доказательства того, что его товар не подходит под характеристики технического задания, а также не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "СОФ "БАРО" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцы) (извещение N 0340200003323015562).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 ноября 2023 г. N 043/06/106-1252/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023