Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<<_>>
без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Магаданской области" (далее - МОГКУ "УКС Магаданской области", Заказчик), уведомленного надлежащим образом, провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе МОГКУ "УКС по Магаданской области" (ИНН/КПП 4900011940/490001001; ОГРН 1224900000490; адрес: 685000, Магаданская область, город Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 15) при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем):
- реестровый номер контракта 2490001194023000040 от 25.09.2023 на выполнение работ по разработке проектной документации и капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт филиала "Среднеканская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница", поликлиника п. Сеймчан";
- реестровый номер контракта 2490001194023000042 от 25.09.2023 на выполнение работ по разработке проектной документации и капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт филиала "Среднеканская районная больница", ГБУЗ "Магаданская областная больница", ФАП с. Верхний Сеймчан".
Форма проверки - документарная.
Внеплановая проверка проведена на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Закона о контрактной системе, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907, Письма ФАС России N МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Закупки, являющиеся предметом настоящей проверки, осуществлены в рамках Национальных проектов "Здравоохранение".
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 25.09.2023, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Магаданской области от 15.03.2022 N 203-пп "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Магаданской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления", распоряжения Правительства Магаданской области от 29.08.2023 N 260-рп "Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по разработке проектной документации и капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт филиала "Среднеканская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница", поликлиника п. Сеймчан", между МОГКУ "УКС Магаданской области" и индивидуальным предпринимателем Е<<_>> заключен государственный контракт N 202308475000008001000039 на выполнение работ по разработке проектной документации и капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт филиала "Среднеканская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница", поликлиника п. Сеймчан" (реестровый номер контракта 2490001194023000040). Цена контракта составила 144 085 462,50 руб.
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.2.3 Контракта, приложению N 3 к Контракту - "График исполнения контракта":
- начало выполнения работ по Контракту - с момента заключения Контракта;
- окончание выполнения работ по разработке проектной документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости - не позднее 120 календарных дней с момента подписания государственного контракта (до 23.01.2024);
- окончание выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту Объекта - не позднее 20.11.2025.
1.1. 25.09.2023, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Магаданской области от 15.03.2022 N 203-пп "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Магаданской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления", распоряжения Правительства Магаданской области от 29.08.2023 N 261-рп "Об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для выполнения работ по разработке проектной документации и капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт филиала "Среднеканская районная больница" ГБУЗ "Магаданская областная больница", ФАП с. Верхний Сеймчан", между МОГКУ "УКС Магаданской области" и индивидуальным предпринимателем Е<<_>> заключен государственный контракт N 202308475000008001000039/1 на выполнение работ по разработке проектной документации и капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт филиала "Среднеканская районная больница", ГБУЗ "Магаданская областная больница", ФАП с. Верхний Сеймчан" (реестровый номер контракта 2490001194023000042). Цена контракта составила 13 146 399,00 руб.
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.2.3 Контракта, приложению N 3 к Контракту - "График исполнения контракта":
- начало выполнения работ по Контракту - с момента заключения Контракта;
- окончание выполнения работ по разработке проектной документации, включая получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости - не позднее 90 календарных дней с момента подписания государственного контракта (до 14.12.2023);
- окончание выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту Объекта - не позднее 30.11.2024.
Таким образом, возможность проверки соблюдения Заказчиком обязанности по оплате выполненных работ, у Комиссии Магаданского УФАС России, на момент проведения проверки отсутствует.
2. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев, при которых Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В письменном пояснении (вх. N 4451-ЭП/23 от 17.11.2023), относительно выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), МОГКУ "Управления капитального строительства Магаданской области" указало, что о заключение рассматриваемых контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обусловлено нестабильной экономической ситуацией в стране, проведение Российской Федерации специальной военной операции, что повлекло нарушение сложившихся логистических цепочек из центральных регионов, удорожание строительных материалов и оборудования, в связи с чем наблюдается снижение предложений на рынке услуг подрядных организаций.
Осуществление закупки с применением конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе по соблюдению сроков проведения конкурентной закупки, занимает достаточно длительное время и нецелесообразно по следующим причинам:
1) отсутствие возможности получения экономии средств за счет повышения конкуренции посредством проведения конкурентных закупок, заключение контракта осуществляется по минимальной стоимости в соответствии со сметой контракта, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
2) значительные затраты времени, связанные с организацией и проведением конкурентных процедур;
3) ограничение срока строительства в связи с климатическими особенностями региона, сроком изготовления оборудования, доставкой материалов и оборудования в пгт Сеймчан Среднеканского муниципального округа Магаданской области для производства работ, условий работы морской навигации.
Осуществление закупки у единственного подрядчика учитывает необходимость защиты интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций так как, в условиях ограниченного допуска на российский рынок отдельных видов товаров иностранного происхождения, необходимых для строительства объекта, в целях защиты внутреннего рынка и российских производителей, в процессе строительства планируется использование товаров (материалов и т.п.) отечественных производителей, что в условиях дефицита товаров требует наличия надежного подрядчика, обладающего соответствующим опытом и квалификацией.
Срочность заключения рассматриваемых государственных контрактов обусловлена также необходимостью обеспечения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, оснащение медицинских организаций, оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, районных больниц, оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья, а также с учетом климатических особенностей, необходимостью доставки материалов и оборудования на объект проведения капитального ремонта до начала наступления отрицательных температур.
Аналогичная позиция изложена МОГКУ "УКС Магаданской области" в письмах (исх. N 2847-119/25 от 11.08.2023, N 2848-119/25 от 11.08.2023), направленных в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.
Рассмотрев вышеуказанные пояснения, учитывая продолжительный период выполнения работ (2024-2025 гг.) по контрактам, являющимся предметом настоящей проверки, Комиссия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг для обеспечения для нужд субъекта Российской Федерации на основании акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, изданного в соответствии с настоящим постановлением.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решение о принятии актов об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. Вместе с тем, при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Постановлением Правительства Магаданской области N 203-пп определены случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Магаданской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и установлен порядок их осуществления.
Распоряжения Правительства Магаданской области от 29.08.2023 N 260-рп, 29.08.2023 N 261-рп об осуществлении закупок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) изданы в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп.
В свою очередь, подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп установлено, что правовой акт подготавливается на основании протокола заседания Правительства Магаданской области, координационного или совещательного органа под председательством заместителя председателя Правительства Магаданской области, которое содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Магаданской области.
При этом, согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. При наличии возможности осуществления конкурентной закупки, такая закупка должна проводиться конкурентным способом.
В соответствии с письмом первого заместителя Председателя Правительства Магаданской области от 06.04.2023 N 2351/01/25 пункт 2.1 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп применяется в случае, если закупка осуществляется на основании одного из подпунктов пункта 2 Постановления N 203-пп. Кроме того, при применении пункта 2.1 постановления Правительства Магаданской области N 203-пп "срочность осуществления закупки" является следствием "недружественных действий иностранных государств и международных организаций". Таким образом, данные обстоятельства являются взаимосвязанными и не могут применяться по отдельности в качестве основания для принятия решения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года N 2613-О, положения норм Закона о контрактной системе направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме N 24-06-06/12571 от 15.02.2023, возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона о контрактной системе носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика.
На основании изложенного, Комиссия критично относится к пояснениям Заказчика о срочности заключения рассматриваемых контрактов, так как предметом данных контрактов выступает комплекс работ по разработке проектной документации, капитальному ремонту Объектов. Срок выполнения работ по контракту с реестровым номером 2490001194023000040 - более 2 лет, по контракту с реестровым номером 2490001194023000042 - более 1 года, следовательно, признаками "срочности", "внезапности" - процедура заключения спорных Контрактов, а также предмет контрактов, не обладали. Каких-либо возможных негативных последствий, препятствующих проведению конкурентных процедур при осуществлении указанных закупок, Заказчиком не приведено. Выполнение работ по капитальному ремонту поликлиники п. Сеймчан, капитальному ремонту ФАП с. Верхний Сеймчан не обладают признаками, которые необходимы для защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Указанные работы являются запланированными в рамках реализации Национального проекта "Здравоохранение".
Таким образом, заключение государственных контрактов с реестровыми номерами 2490001194023000040, 2490001194023000042 не вызвано обстоятельствами, в связи с которым принят Закон N 46-ФЗ и которые указаны в Постановлении Правительства Магаданской области N 203-пп.
Следовательно, МОГКУ "УКС Магаданской области" не имело объективных и мотивированных причин, правовых оснований для отказа от проведения конкурентной процедуры, ограничения числа потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в результате заключения рассматриваемых контрактов индивидуальный предприниматель Е<<_>>, получил доступ к выполнению работ без конкурентной борьбы и был поставлен в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами - потенциальным участникам торгов, осуществляющими аналогичную деятельность.
Учитывая изложенные обстоятельства, заключение государственных контрактов от 25.09.2023 N 202308475000008001000039 (реестровый номер контракта 2490001194023000040), N 202308475000008001000039/1 (реестровый номер контракта 2490001194023000042) нарушают положения статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, противоречит принципам открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, установленным статьей 6 Закона о контрактной системе, а также не отвечает требованиям, установленным пунктом 2.1 Постановления Правительства Магаданской области N 203-пп.
На основании изложенного, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Магаданской области" нарушения статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, пункта 2.1 Постановления N 203-пп.
2. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 23 ноября 2023 г. N 049/10/99-245/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023