Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФНС России по РСО-Алания, Заказчик): - представителя ООО "Фурия" (далее также - Заявитель)
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Фурия" на действия государственного заказчика - УФНС России по РСО-Алания при осуществлении закупки на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию копировально-множительной техники, заправке и восстановлению картриджей для нужд Управления ФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в 2023 году (закупка в сфере ИКТ, электронный аукцион N0310100005323000012, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09 ноября 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Фурия" на действия УФНС России по РСО-Алания при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя Извещение об осуществлении рассматриваемой закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- согласно подпункту 3.1.3 пункта 3 Приложения N1 к Извещению о проведении Аукциона (Описание объекта закупки, далее - ТЗ), в рамках технического обслуживания и ремонта оборудования предполагается оказание следующего состава и объёма услуг:
обеспечение подмены оборудования исполнителем на время ремонта. Стоимость использования подменного оборудования, предоставленного исполнителем включена в стоимость услуг по ремонту оборудования. исполнитель имеет право предоставить подменное оборудование при невозможности выполнения ремонта в установленные сроки.
Однако, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), сумма сформирована с учетом стоимости работ, стоимости запасных частей и стоимости расходных материалов. Стоимость использования подменного оборудования, не входит в НЦМК закупки.
Кроме того, согласно Извещению о проведении Аукциона, предлагаемая участником закупки цена единиц услуг должна включать все расходы такого участника, связанные с исполнением условий контракта, в том числе цену работ, расходных материалов, запасных частей, компенсацию всех издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение, доставку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе НДС (в случае его уплаты), что по мнению Заявителя также подтверждает отсутствие стоимости использования подменного оборудования в составе НМЦК;
- требование Заказчика о предоставлении подменного оборудования, по мнению Заявителя неправомерно, так как Заказчик в Извещении о проведении Аукциона не указывает перечень необходимого подменного оборудования, что в свою очередь не дает участникам оценить свои возможности для исполнения контракта;
- в пункте 8.1 ТЗ Заказчиком установлено категорирование критичности проблемы и сроки выполнения услуг, в том числе категория А - высший приоритет проблемы, связанной с неисправностью оборудования Заказчика. Категория присваивается проблеме в случае, если возникшая неисправность оборудования послужила причиной полного нарушения функционирования соответствующей КМТ, влекущего за собой невозможность предоставления услуг пользователям Заказчика. Работоспособность не может быть восстановлена силами ответственных специалистов Заказчика даже в ограниченных размерах. Срок выполнения услуг по устранению неисправностей КМТ Заказчика - 4 часа с момента подачи заявки Заказчиком.
В соответствии с пунктом 8.3 ТЗ одним из мест оказания закупаемых услуг является Обособленное подразделение УФНС России по РСО-Алания в г.Моздоке.
Вместе с тем Заявитель указывает на то, что согласно картографическому сервису https://www.google.ru/maps/ расстояние между г.Владикавказ и г.Моздок, составляет 111 км, а время в пути составляет 1 ч. 39 м.
Таким образом время в пути "туда-обратно" составляет 3 ч. 18 м., из чего по мнению Заявителя следует, что выполнение услуг по устранению неисправностей КМТ Заказчика за 4 часа, невозможно;
- согласно подпункту 4.12.1 ТЗ обслуживание проводится силами технических специалистов исполнителя, имеющих соответствующую квалификацию, необходимую для оказания услуг и обеспечивающую сохранение гарантии на оборудование. При этом Заказчик не конкретизировал, какую именно квалификацию должен иметь специалист исполнителя, что может в дальнейшем стать поводом для расторжения контракта.
Не согласившись с доводами жалобы УФНС России по РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 03 ноября 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) УФНС России по РСО-Алания было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100005323000012 на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию копировально-множительной техники, заправке и восстановлению картриджей для нужд Управления ФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в 2023 году (закупка в сфере ИКТ), с начальной (максимальной) ценой контракта Алания 446 686,55 (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе описание объекта анализируемой закупки и проект государственного контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
С учетом изложенного данный довод Комиссией не рассматривается.
2. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе писание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно Извещению о проведении Аукциона предметом анализируемой закупки являются услуги по ремонту и техническому обслуживанию копировально-множительной техники, а также заправке и восстановлению картриджей.
Заказчиком в пункте 3.1.3 ТЗ установлено, что в рамках технического обслуживания и ремонта оборудования предполагается обеспечение подмены оборудования исполнителем на время ремонта. Стоимость использования подменного оборудования, предоставленного Исполнителем включена в стоимость услуг по ремонту оборудования. Исполнитель имеет право предоставить подменное оборудование при невозможности выполнения ремонта в установленные сроки.
При этом, печатная версия Извещения о проведении Аукциона содержит перечень оборудования, которое необходимо обслуживать в ходе исполнения контракта с указанием производителя, марки и модели такого оборудования.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о том, что ТЗ соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, а довод Заявителя необоснован.
3. Пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Так, в соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком в пункте 9 ТЗ указаны адреса расположения оборудования, подлежащего обслуживанию в ходе исполнения контракта:
N п/п |
Место нахождения оборудования |
Адрес |
1 |
УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания |
362031, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Леонова, 6 |
2 |
Обособленное подразделение УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в г.Моздоке |
363750, Республика Северная Осетия-Алания, г.Моздок, ул.Мира, 29 |
3 |
Обособленное подразделение УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в г.Беслане |
363029, Республика Северная Осетия-Алания, г.Беслан, ул.им.ген.Плиева, 39А |
4 |
Обособленное подразделение УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в Пригородном районе |
363130, Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, с.Октябрьское, ул.Павла Тедеева, 74 |
5 |
Обособленное подразделение УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в г.Владикавказе |
362027, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Джанаева, 39 |
В пункте 8.1 ТЗ Заказчиком установлено категорирование критичности проблемы и сроки выполнения услуг, в том числе категория А - высший приоритет проблемы, связанной с неисправностью оборудования Заказчика. Категория присваивается проблеме в случае, если возникшая неисправность оборудования послужила причиной полного нарушения функционирования соответствующей КМТ, влекущего за собой невозможность предоставления услуг пользователям Заказчика. Работоспособность не может быть восстановлена силами ответственных специалистов Заказчика даже в ограниченных размерах. Срок выполнения услуг по устранению неисправностей КМТ Заказчика - 4 часа с момента подачи заявки Заказчиком.
При этом, согласно пункту 4.11 ТЗ в случае, если возникшая проблема была устранена с использованием подменного оборудования, предоставленного исполнителем, срок восстановления работоспособности и требуемого функционала единицы оборудования не должен превысить 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения заявки исполнителем, в том числе по гарантийному оборудованию.
Комиссия критически оценивает довод Заявителя о невозможности оказания закупаемых в рамках анализируемой закупки услуг в сроки, установленные Извещением о проведении Аукциона ввиду удаленности одного их мест оказания услуг. Из буквального прочтения положений Извещения о проведении анализируемой закупки указанный срок исполнения установлен в целях оперативного обслуживания оборудования Заказчика, не требующего его капитального ремонта, в том числе с заменой запасных частей.
Кроме того, Извещение о проведении Аукциона не содержит запрета на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта.
Учитывая данное обстоятельство, а также тот факт, что между сторонами имеется опыт положительного исполнения государственного контракта с аналогичным объектом закупки и условиями его исполнения, а также отсутствие иных доказательств, указывающих на невозможность исполнения обязательств Исполнителя, установленных в Извещении о закупке, Комиссия считает довод Заявителя необоснованным.
4. Согласно пункту 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 4.12.1 ТЗ (описание объекта анализируемой закупки, Приложение N1 к Извещению о проведении Аукциона) Заказчиком установлено, что обслуживание проводится силами технических специалистов исполнителя, имеющих соответствующую квалификацию, необходимую для оказания услуг и обеспечивающую сохранение гарантии на оборудование.
При этом, в пункте 9.2 проекта государственного контракта Заказчиком установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего контракта в одностороннем внесудебном порядке по следующим основаниям:
- если исполнитель не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным;
- если во время оказания услуг станет очевидным, что они не будут оказаны надлежащим образом, и в назначенный Заказчиком разумный срок для устранения недостатков исполнитель не исполнил данное требование Заказчика;
- в случае неоднократного (два и более раза) нарушения исполнителем сроков оказания услуг по заявкам Заказчика;
- если отступления в услугах от условий настоящего контракта или иные недостатки результата услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
То есть в пункте 9.2 проекта контракта заказчиком установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наступлении которых Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта. При этом данный перечень не содержит такого основания для расторжения Заказчиком настоящего контракта в одностороннем порядке, как несоответствие квалификации специалиста исполнителя.
Кроме того, требование Заказчика о наличии соответствующей квалификации специалиста исполнителя при оказании закупаемых услуг не является критерием определения победителя анализируемой закупки.
С учетом изложенного довод Заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Фурия" на действия государственного заказчика - УФНС России по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100005323000012 на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию копировально-множительной техники, заправке и восстановлению картриджей для нужд Управления ФНС России по Республике Северная Осетия-Алания в 2023 году (закупка в сфере ИКТ).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2023 г. N А234-11/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023