Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Кислицына Дмитрия Аркадьевича, не явился, извещен;
от заказчика - КГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 2, г. Барнаул", Нейверт Екатерины Сергеевны, Рябченко Олеси Валерьевны, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Олюниной Екатерины Викторовны, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ИП Кислицына Дмитрия Аркадьевича на действия заказчика по осуществлению закупки N 0817200000323017987 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" в 2024 году", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ИП Кислицын Дмитрий Аркадьевич (далее - заявитель) обратился в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной на действия заказчика по осуществлению закупки N 0817200000323017987 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" в 2024 году.".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что Заказчик/уполномоченное учреждение ссылаются в техническом задании на то, что Исполнителю необходимо руководствоваться при оказании услуг Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Также заявитель указывает, что Заказчик требует в Техническом задании обезвреживание медицинских отходов термическим путем на специализированных установках, имеющих государственную экологическую экспертизу, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
На основании изложенного просит провести внеплановую проверку оспариваемой закупки, до окончания рассмотрения жалобы по существу определение Исполнителя приостановить.
Представитель заказчика поддерживает позицию уполномоченного учреждения. Считает, что в действиях Заказчика отсутствуют какие-либо нарушения Закона о контрактной системе, иных нормативно-правовых актов.
Представитель уполномоченного учреждения считает, что Заказчик выполнил все установленные законодательством требования при описании объекта закупки, оно полностью соответствует Закону о контрактной системе и действующему законодательству, составлено в соответствии с потребностью заказчика, в соответствии с санитарными нормами и иными нормативными актами.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
14.11.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 14.11.2023 г. N 0817200000323017987 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" в 2024 году.".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пункт 30 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N89) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьей 4.1 ФЗ N89-ФЗ установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, порядок обращения с медицинскими отходами не регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а регулируется соответствующим законодательством. Указанный вывод согласуется с позицией Минприроды России, в том числе изложенной в письме от 04.02.2022 N 25-47/3539, а также подтверждается решением УФАС России по Алтайскому краю по делу N 022/06/49-1416/2023 от 17.11.2023, на которое ссылается заявитель.
Согласно техническому заданию по указанной закупке, обезвреживание отходов производится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), а также закон N 89 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком требования о необходимости руководствоваться при оказании услуг Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Действительно, услуги, регулируемые нормами Закона N 89 проектом контракта не предусмотрены. Однако, в процессе хозяйственной деятельности исполнителя, связанной с исполнением контракта, возможна ситуация, при которой у исполнителя могут образоваться отходы производства и потребления.
Согласно письму Минздрава России от 28.02.2023 N 30-5/И/7-3018, отходы от обезвреживания медицинских отходов включены в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) 2018 года (блок 7). В связи с этим, отходы от обезвреживания медицинских отходов могут классифицироваться по ФККО и вовлекаться в систему обращения с отходами в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
Таким образом, если в результате хозяйственной деятельности исполнителя, связанной с исполнением контракта, у исполнителя образуются отходы производства и потребления, исполнитель по контракту как отходообразователь обязан в процессе своей хозяйственной деятельности руководствоваться положениями Закона N 89 ФЗ.
Таким образом, при формулировании требований в техническом задании заказчик обоснованно сослался на все нормативные акты, которые регулируют как отношения, связанные с обезвреживанием медицинских отходов, на которые не распространяется Закон N 89-ФЗ, так и с отходами от обезвреживания медицинских отходов, на которые Закон N 89-ФЗ распространяется.
В связи с изложенным, доводы заявителя о незаконной ссылке заказчиком на Закон N 89-ФЗ, необоснованны.
Заявитель утверждает, что Заказчик незаконно установил требование об осуществлении обезвреживания медицинских отходов термическим путем на специализированных установках, имеющих государственную экологическую экспертизу, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Доводы заявителя в этой части несостоятельны, поскольку установление такого требования относится к исполнению контракта и не препятствует подаче заявки на участие в закупке. Кроме того, Заявителем не было представлено доказательств того, что данное условие нарушает положения Закона 44-ФЗ.
Также, Заказчик не устанавливал требований о наличии такой экспертизы в составе заявки участника закупки.
В соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проекты, связанные с вредным воздействием на здоровье человека и окружающую природную среду, подлежат государственной экологической экспертизе.
Так как деятельность по обращению с отходами от деятельности исполнителя по обезвреживанию медицинских отходов связана с вредным воздействием на здоровье человека и окружающую природную среду, то субъект, осуществляющий такой вид деятельности обязан иметь такое экспертное заключение в силу закона. Факт наличия такого требования в техническом задании не влияет на права и обязанности участников закупки.
В связи с изложенным, установление требований в техническом задании о том, что Исполнитель обязуется осуществлять обезвреживание медицинских отходов Заказчика, термическим путем на специализированных установках, имеющих государственную экологическую экспертизу, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, никак не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно выписке из ЕГРИП на заявителя, основным видом его деятельности является "49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта", дополнительными видами деятельности являются "49.42 Предоставление услуг по перевозкам", "71.11 Деятельность в области архитектуры", "81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая", "81.30 Деятельность по благоустройству ландшафта".
Согласно данным ЕИС, заявитель занимается только транспортировкой отходов, а не обезвреживанием, осуществляет свою деятельность только на территории Пермского края. Сам заявитель заявок на участие в данной закупке не подавал.
Таким образом, права и законные интересы заявителя не могут быть нарушены положениями извещения.
На основании изложенного, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в положениях извещения признаков ограничения круга участников закупки, а также нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кислицына Дмитрия Аркадьевича необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 ноября 2023 г. N 022/06/42-1453/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023