Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, при участии представителей Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области <_> (доверенность N 17 от 30.10.2023), <_> (доверенность N 18 от 30.10.2023), в присутствии представителей ИП <_> <_>, <_> (доверенность Nб/н от 10.11.2023) рассмотрев обращение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП <_> (ИНН 661705657377) (далее - Подрядчик), в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (извещение N0859200001123012531 от 23.10.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована закупка путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - электронный аукцион).
23.10.2023 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www. zakupki. gov. ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 14 716 666 рублей 67 копеек.
На участие в электронном аукционе подано 4 заявки.
Единая комиссия подвела итоги электронного аукциона и признала победителем ИП <_> (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2023 NИЭА1) с предложенной ценой контракта 6 696 082 (шесть миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч восемьдесят два) рубля 61 копейка.
07.11.2023 Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия разместила в ЕИС проект контракта.
14.11.2023 ИП <_> опубликовал протокол разногласий по проекту контракта в части уточнения банковских реквизитов.
15.11.2023 Заказчик разместил доработанный проект контракта для подписания ИП <_> в срок до 16.11.2023 (включительно).
Однако в нарушение требований Закона о ФКС победитель электронного аукциона ИП <_> в установленный срок не подписал проект государственного контракта, чем нарушил требования ст. 51 Закона о ФКС.
22.11.2023 Заказчиком на основании п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о ФКС ИП <_> признан уклонившимся от заключения государственного контракта и в ЕИС опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 22.11.2023 NППУ20_1.
В связи с изложенным Заказчиком поданы документы для внесения ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные Заявителем документы, Комиссия сделала вывод, что они полностью соответствуют требованиям статьи 104 Закона о ФКС и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о ФКС не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
15.11.2023 Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области разместила в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о ФКС в ЕИС и на электронной площадке доработанный заполненный проект контракта на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для подписания ИП <_> в срок до 16.11.2023 (включительно).
В соответствии ч. 5 ст. 51 Закона о ФКС не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Однако Подрядчик в установленный срок не подписал проект государственного контракта, чем нарушил требования ст. 51 Закона о ФКС.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о ФКС в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, то такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
22.11.2023 Заказчиком на основании п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о ФКС Подрядчик признан уклонившимся от заключения государственного контракта и в ЕИС опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 22.11.2023 NППУ20_1.
В объяснениях причин уклонения от заключения государственного контракта Подрядчик сообщает, что не имел умысла уклоняться от заключения Контракта.
В данном случае ИП не подписал проект контракта в связи с отсутствием средств связи и технической невозможности подключения к сети интернет во время служебной командировки в отдаленные районы РФ.
В ходе заседания представители ИП пояснили, что в качестве обеспечения исполнения контракта оформлена независимая гарантия N 653538-23-EGB от 14.11.2023 на сумму 1 471 666 (один миллион четыреста семьдесят одна тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.
Согласно положениям ст. 104 Закона о ФКС реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
При этом, одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (ч.1.1 ст.31 Закона о ФКС).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о ФКС в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Статьей 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его надлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
Таким образом, бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное уклонение победителя аукциона ИП <_> от заключения контракта, в материалах дела не имеется.
Следовательно, сведения в отношении ИП <_> не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При осуществлении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о ФКС Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи: формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Срок выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 ст. 51 Закона о ФКС истек 17.11.2023.
Таким образом, Заказчик с учетом положений ГК РФ не позднее 20.11.2023 должен был сформировать, подписать и разместить в ЕИС и на электронной площадке протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Однако Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области только 22.11.2023 сформировала, подписала и разместила в ЕИС вышеуказанный протокол.
Следовательно, Заказчиком нарушены сроки формирования и размещения протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта, что нарушает пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о ФКС, данные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ч. 13 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр, если в результате проведения проверок выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Учитывая, что в действиях Заказчика установлены нарушения в части признания участника закупки уклонившимся от подписания контракта, сведения в отношении ИП <_> не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Обращение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков Индивидуального предпринимателя <_> (адрес: 624449, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, д. 8, кв. 37; ИНН 661705657377) оставить без удовлетворения.
2. Сведения в отношении Индивидуального предпринимателя <_> (адрес: 624449, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, д. 8, кв. 37; ИНН 661705657377) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
3. Признать Заказчика (Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области) нарушившим подпункт "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы по делу N062/10/104-786/2023 уполномоченному должностному лицу, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 1 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023