рассмотрев материалы дела N 7-3/678 по обращению заказчика - КГБУЗ Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Петухов Роман Витальевич (ИНН 272512397137) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 07.07.2023 NА-2753-23 (реестровый номер контракта 22712009624 23 000190) на выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции здания центральной районной больницы КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница", заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0122200002523002753 от 16.06.2023), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ИП Петухов Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 07.07.2023 NА-2753-23 на выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции здания центральной районной больницы КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" между КГБУЗ Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края и ИП Петухов Р.В. заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122200002523002753 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предмет контракта: Выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции здания центральной районной больницы КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" (далее - Работы, Объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых Работ: в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 2 800 000,00 руб. (Два миллиона восемьсот тысяч рублей) 00 копеек, цена контракта НДС не облагается.
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
Обязанности Подрядчика установлены в п. 4.4 контракта:
- 4.4.1. До начала выполнения Работ предоставить Заказчику информацию о представителе Подрядчика, ответственного за проведение Работ, совместно с подтверждающими его права документами (Приказ, доверенность). Указанное должностное лицо должно иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства.
- 4.4.2. Выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте.
- 4.4.3. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
- 4.4.4. Производить Работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил.
- 4.4.7. Обеспечить Объект необходимыми строительными материалами, оборудованием, изделиями, комплектующими изделиями (далее - материалы). Вести постоянный контроль за качеством материалов, осуществлять проверку их качества.
- 4.4.9. Извещать Заказчика за 3 рабочих дня в письменной форме о сроках завершения Работ, которые подлежат проверке, о выполнении скрытых Работ, которые должны быть освидетельствованы. Приступать к выполнению последующих Работ только после приемки Заказчиком указанных Работ, подписания актов освидетельствования скрытых Работ.
Если в течение вышеуказанного срока закрытие скрытых Работ было выполнено без участия Заказчика или он не был информирован об этом, то по его требованию Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых Работ согласно указанию Заказчика (в целях определения их качества и объемов), а затем восстановить ее.
- 4.4.11. Письменно в трехдневный срок уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход Работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения Работ или иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой Работы.
- 4.4.19. Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством и контрактом.
Срок выполнения (завершения) Работ: Начало выполнения Работ: с даты заключения контракта. Окончание Работ: не позднее 30.10.2023 (п. 5.1 контракта).
Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта: 11.12.2023 (п. 5.1.1 контракта).
Место выполнения Работ: Российская Федерация, Хабаровский край, район им. П. Осипенко, село им. П. Осипенко, ул. Амгуньская, 41 (п. 5.2 контракта).
Условия выполнения Работ: В соответствии с Технической частью (п. 5.3 контракта).
В соответствии с п. 6.1 контракта приемка выполненных работ по Объекту производится Заказчиком по окончании всех Работ, предусмотренных контрактом.
Из п. 6.2 контракта следует, что Подрядчик после выполнения Работ, предусмотренных настоящим контрактом в полном объеме, сообщает Заказчику о готовности к сдаче результата выполненных по контракту Работ, предоставляет Заказчику:
- акты освидетельствования скрытых работ (при наличии);
- документы, подтверждающие надлежащее качество и безопасность материалов, которые были применены в ходе выполнения Работ по контракту;
- исполнительные схемы;
- журналы производства работ;
- документы, подтверждающие объем и состав работ, выполненных в счет непредвиденных работ и затрат, предусмотренных Технической частью. В случае не предоставления таких документов оплата непредвиденных работ и затрат не производится;
- иную исполнительную документацию, предусмотренную действующим законодательством, и формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее также ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 9.1 контракта).
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту (п. 11.1 контракта).
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 13.1 контракта).
Согласно п. 13.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- 13.2.1. В случае просрочки выполнения Работ по контракту, в том числе по отдельному этапу выполнения работ в соответствии с установленными контрактом сроками, более чем на 10 дней.
- 13.2.2. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ (п. 13.4 контракта).
Согласно приложению N1 к контракту "Техническая часть":
N п/п |
Наименование работ по КТРУ |
1 |
2 |
1 |
Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения [Код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023] |
- Перечень, объем закупаемых работ, периодичность выполнения работ:
Выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции здания центральной районной больницы КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" проводится в рамках капитального ремонта объекта капитального строительства.
- Перечень и объем выполняемых работ:
Полный перечень и объем выполняемых работ указан в Локальном сметном расчете (Приложение 2 Технической части).
- Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки:
Работы должны быть выполнены в соответствии с Проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (Приложение 1 Технической части), настоящей Технической частью, в полном соответствии с требованиями технических регламентов, государственных стандартов (ГОСТ), действующих строительных норм и правил (СНиП), норм пожарной безопасности (НПБ), санитарных норм и правил.
- Требования к результатам закупки:
Результатом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции здания центральной районной больницы КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" в полном объеме в соответствии Технической частью и с надлежащим качеством.
Работы по контракту не осуществлены, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 07.07.2023 NА-2753-23 на выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции здания центральной районной больницы КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" (решение от 10.11.2023 N1-27/1643).
В результате изучения материалов дела 7-3/678, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения работ с даты заключения контракта (07.07.2023), не позднее 30.10.2023.
22.08.2023 Подрядчиком направлена Заказчику информация о сроках начала работ по контракту с 30.08.2023.
25.08.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия с требованием незамедлительно начать исполнять принятые обязательства.
Ответ на претензию Подрядчиком в адрес Заказчика не направлен.
31.08.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено уведомление о начислении штрафа, за просрочку начала исполнения работ. Штраф оплачен Подрядчиком (платежное поручение N179 от 06.09.2023).
22.09.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлена повторная претензия о предоставлении информации о ходе исполнения обязательств в срок до 27.09.2023. Ответ на претензию не поступил.
24.10.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия с информации о начале процедуры расторжения контракта.
10.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что Подрядчиком допущено существенное нарушение условий контракта.
10.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
10.11.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу. Контракт расторгнут 21.11.2023.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ИП Петухов Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ИП Петухов Р.В. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ИП Петухов Р.В., отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ИП Петухов Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не приняло, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявило и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ Комсомольская межрайонная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края об ИП Петухов Роман Витальевич (ИНН 272512397137) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 07.07.2023 NА-2753-23 (реестровый номер контракта 22712009624 23 000190) на выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции здания центральной районной больницы КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница", заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N 0122200002523002753 от 16.06.2023), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 ноября 2023 г. N РНП-27-455
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023