Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от заказчика - Северо-Восточное линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, от заявителя ООО "Тендер Солюшнс" - уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие представителей в заседании комиссии не обеспечили,
рассмотрев жалобу ООО "Тендер Солюшнс" и материалы дела N027/06/106-1693/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Тендер Солюшнс" проводится внеплановая проверка действий заказчика - Северо-Восточное линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение специальным топливом и ГСМ в рамках ГОЗ приобретение ГСМ (поставка масел и смазок для плавсредств Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте) (извещение N0116100004223000044 от 09.11.2023).
Заявитель указывает в своей жалобе на составление описания объекта закупки (технического задания) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0116100004223000044 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 09.11.2023.
Объект закупки: обеспечение специальным топливом и ГСМ в рамках ГОЗ приобретение ГСМ (поставка масел и смазок для плавсредств Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 265 118,02 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 09.11.2023.
Дата окончания срока подачи заявок - 20.11.2023.
Дата подведения итогов - 21.11.2023.
В соответствии с протоколом итогов определения поставщика от 21.11.2023 по окончанию срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона 44-ФЗ, электронная процедура признана несостоявшейся.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв от 22.11.2023 N8/19860 в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными.
Изучив материалы дела N027/06/106-1693/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системы).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с приложением N1 к извещению "Описание объекта закупки" заказчиком установлены следующие технические характеристики закупаемого товара:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Количество литр/кг |
1 |
Масло моторное для подвесного лодочного мотора - 2-х тактное с водяным охлаждением |
Спецификация: Вязкость кинематическая при 100С, мм2/с ASTM D 445 - 8,4. Индекс вязкости ASTM D 2270 - 93. Температура вспышки в открытом тигле, С, ASTM D 92 - 220. Температура застывания, С, ГОСТ 20287 - -20. Зольность сульфатная, %, ГОСТ 12417 - 0,06. Плотность, при 20С, г/см3, ASTM D 4052 - 880. |
80 л. |
2 |
Масло моторное для подвесного лодочного мотора - 4-х тактное 10W40 |
Спецификация: Класс SЕ SF SG API. Цвет - янтарный. Вязкость кинематическая при 40С, мм2/с ГОСТ 33 - 92,3. Вязкость кинематическая при 100С, мм2/с ГОСТ 33 - 14,1. Индекс вязкости ГОСТ 25371 - 157. Температура вспышки в открытом тигле, С, ГОСТ 4333 - 228. Температура застывания, С, ГОСТ 20287 - -36. Щелочное число, мг КОН/г, ГОСТ 30050 - 7,4. Плотность, при 20С, г/см3, ГОСТ 3900 - 861. |
40 л. |
3 |
Полусинтетическое трансмиссионное масло 75W90 GL-5 |
Спецификация: Класс SAE 75W90. Плотность при 20 С, кг/м3, ГОСТ 3900/ASTM D 4052 -858. Вязкость кинематическая при 100 С, мм2/с, ГОСТ 33/ASTM D 445-14,0. Индекс вязкости ГОСТ 25371/ASTM D 2270 - 193. Вязкость динамическая, мПа*с (сП) ГОСТ 1929 - 93 900 (при -40С) Температура застывания, С ГОСТ 20287/ASTM D 97 - -54С. Коррозия пластинок из стали и меди, баллы ГОСТ 2917 - 1а. Склонность к пенообразованию, 24/94/24 С, мл, ASTM D892 - 20/50/20. Стабильность пены, 24/94/24 С, мл, ASTM D892 - 0/0/0. Трибологические характеристики на четырехшариковой машине при (20+-5) С: Индекс задира, Н ГОСТ 9490 - 651. Нагрузка сваривания, Н ГОСТ 9490 - 3 479. Диаметр пятна износа, мм ГОСТ 9490 - 0,5. |
25 л. |
4 |
Смазка для водомета |
Спецификация: Универсальная водостойкая смазка для водометных насадок и лодочных моторов. Констистентность: NLGI 2. Температура использования от -30С/-22F до +120С/+248F Преимущества: нерастворима в воде, высокая адгезия к поверхности, высокие антиокислительные и антикоррозионные свойства в соленой воде, высокие противоизносные противозадирные свойства, устойчивость к высоким температурам, высокая прочность и низкий расход смазки. Физико-химические свойства: Цвет - визуально синий. Класс констистенции - DIN 51 818 NLGI 2 Загуститель (мыло) Кальциевое число пенетрации - 60 циклов, ASTM D217 265/295x0.1 мм. Температура каплепадения ASTM D2265 150C/302F. Водостойкость DIN 51 807 Т1 0-90 Антикоррозийные свойства EMCOR. IP 220/85 0/0 Испытание на нагрузку TIMKEN Test, DIN 51 434-03 25 кг/55 lb |
2 кг. |
5 |
Смазка тефлоновая |
Спецификация: Цвет - светло-коричневый. Тип загустителя Li-CA мыло. Температура каплепадения, С не ниже, ASTM D 2265 - 160. Класс консистенции по NLGI 2. Пенетрация, 0,1 мм, ASTM D 217 - 265-295. Вязкость кинематическая при 40С, мм2/с ASTM D 445 - 45-75. Корройзийное воздействие на металлы, выдерживает, ГОСТ - 9,080. Нагрузка сваривания (Рс), кгс, не менее, ASTM D 2596 - 221. Диаметр пятна износа Ди (нагрузка 392 Н, 1 час), мм, не более 0,55 ASTM D 2266. Критическая нагрузка, кгс, не менее 94, ГОСТ 9490. Смываемость водой с пластины при +38С, % - 10,0, ASTM D 4049. |
4 кг. |
7 |
Дизельное масло 15w40 с допуском VDS-3 |
Спецификация: Вязкость по стандарту SAE 15W40 Создан для типов двигателей-4х-тактный, 2х-тактный. Среднее значение индекса вязкости для масел стандарта VDS-3 - 147.06. Среднее значение температуры застывания для масел стандарта VDS-3 градусов по Цельсия - 40.16. Среднее значение температуры вспышки для масел стандарта VDS-3 градусов по Цельсия - 215.3. Среднее значение кинематической вязкости - 91.83. Среднее значение плотности при +15 градусов по Цельсия - 0.86. |
80 л. |
8 |
Литол 24 |
Спецификация: Вес - 0,4 кг; Объем - 0,4 л; Тип - смазка; Тип смазки - литиевая; Тип масляной основы - минеральная; Тип загустителя - литиевый; Специализация - универсальная; Свойства - водостойкая; Температурный режим - среднетемпературная; Температура каплепадения - 205 С; Рабочая температура (минимальная) - -40С; Рабочая температура (максимальная) - 120С. |
10 кг. |
Кроме того, приложением N1 к извещению, установлено в том числе следующее требование к закупаемым товарам "Температура застывания, С, ГОСТ 20287 - -20; Зольность сульфатная, %, ГОСТ 12417 - 0,06; Цвет - янтарный; Щелочное число, мг КОН/г, ГОСТ 30050 - 7,4; Цвет - визуально синий; Испытание на нагрузку TIMKEN Test, DIN 51 434-03 25 кг/55 lb; Цвет - светло-коричневый (перечень примеров не является исчерпывающим).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в извещении установлены требования к описанию объекта закупки конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, показатели технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, что противоречит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в извещении о закупке указанные требования при описании объекта закупки в аукционе, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
14.11.2023 в адрес заказчика поступил запрос разъяснений положений извещения об осуществлении закупки из которого следует, что: "Уважаемый заказчик! В приложении описание объекта закупки указаны точные характеристики показателей, согласно ФЗ N44 показатели должны иметь диапазонные значения с указанием ("не более_", "не менее _", "от _ до _" и т.д.). В п. 7 Описание объекта закупки - Дизельное масло 15w40 с допуском VDS-3 вы указываете для типов двигателей 4-х тактных, 2-х тактных. Данные масла используются только в 4-х тактных двигателях. Прошу внести соответствующие изменения!".
16.11.2023 заказчиком рассмотрен данный запрос разъяснений положений извещения из которого следует, в том числе:
- вопрос участника закупки - разъяснение положений извещения об осуществлении закупки;
- в приложении - в приложении N1 в описании объекта закупки, согласно ФЗ N44 были внесены изменения, также в п. 7 изменено типы применяемых двигателей.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России установлено, что размещенное в единой информационной системе разъяснение положений извещения от 16.11.2023 не содержит предмет запроса.
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего предмет запроса о разъяснении положений извещения, нарушают ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что в соответствии с протоколом подведения итогов от 21.11.2023 по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в соответствии с пп. "а" п. 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тендер Солюшнс" проводится внеплановая проверка действий заказчика - Северо-Восточное линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение специальным топливом и ГСМ в рамках ГОЗ приобретение ГСМ (поставка масел и смазок для плавсредств Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте) (извещение N0116100004223000044 от 09.11.2023) обоснованной.
2. Признать заказчика Северо-Восточное линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 ноября 2023 г. N 7-1/315
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023