Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя Камчатского УФАС России Фисенко Е.В.,
членов Комиссии:
- начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
в присутствии представителей:
- заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство города Елизово" (далее - Заказчик): Цирульникова Е.С. (по доверенности от 05.05.2023 N 1),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтар Технолоджи" (далее - Заявитель): Яремчука А.И. (по доверенности от 29.01.2023 N ПК-001), Трачук В.Д. (по доверенности от 14.12.2023 N ПК-013),
- заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Феникс": Казакова А.А. (по доверенности от 28.11.2023 N 20/1),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении путем электронного аукциона исполнителя на оказание услуг по организации мест сбора, транспортированию и передаче на обезвреживание либо утилизацию автомобильных покрышек, отходов шин, камер на территории Елизовского городского поселения (закупка N 0138300002123000086), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определении путем электронного аукциона исполнителя на оказание услуг по организации мест сбора, транспортированию и передаче на обезвреживание либо утилизацию автомобильных покрышек, отходов шин, камер (далее - Отходы) на территории Елизовского городского поселения (закупка N 0138300002123000086) (далее - Закупка). Извещение о Закупке (с изменениями) размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 20.11.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 667 527,17 рублей.
24.11.2023 в Камчатское УФАС России поступила поданная через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который по мнению Заявителя, в извещении о Закупке неправомерно:
- не установил требования к участникам закупки о наличии в составе лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности работ по сбору, утилизации и/или обезвреживанию отходов IV класса опасности: покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код ФККО 9 21 130 02 50 4); камеры пневматических шин автомобильных отработанные (код ФККО 9 21 120 01 50 4), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код ФККО 9 21 130 01 50 4),
- указал место осуществления утилизации и/или обезвреживанию отходов IV класса опасности - на территории Елизовского городского поселения.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, предоставил возражения в письме от 28.11.2023 N 243.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 данного Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
Исходя из абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия, это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац 15).
Транспортирование отходов, это перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах (абзац 16).
Объектом Закупки являются "оказание услуг по организации мест сбора, транспортированию и передаче на обезвреживание либо утилизацию автомобильных покрышек, отходов шин, камер, на территории Елизовского городского поселения".
Согласно техническому заданию (приложение N 1 к извещению о Закупке)
Исполнителю необходимо оказать следующие услуги:
п/п |
Наименование мероприятий |
Ед.изм. |
Количество |
1. |
Оказание услуг по организации мест сбора автомобильных покрышек, отходов шин, камер на территориях, прилегающих к площадкам накопления твердых коммунальных отходов на территории Елизовского городского поселения |
усл.ед. |
3 |
2. |
Транспортирование, включая погрузку и выгрузку автомобильных покрышек, отходов шин, камер на обезвреживание либо утилизацию на территории Елизовского городского поселения |
кг |
12 148 |
В соответствии с пунктом 1.1 проекта контракта (приложения N 4 к извещению о Закупке): "Муниципальный заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать услуги по организации мест сбора, транспортированию и передаче на обезвреживание либо утилизацию автомобильных покрышек, отходов шин, камер на территории Елизовского городского поселения, в том числе:
- оказание услуг по организации мест сбора автомобильных покрышек, отходов шин, камер на территориях, прилегающих к площадкам накопления твердых коммунальных отходов на территории Елизовского городского поселения;
- транспортирование, включая погрузку и выгрузку автомобильных покрышек, отходов шин, камер на обезвреживание либо утилизацию".
В соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к извещению о Закупке): "передача на обезвреживание либо утилизацию осуществляется предприятиям, имеющим лицензию на данный вид деятельности, и должна подтверждаться соответствующими документами (заверенные копии талонов с отметкой о приеме на специализированный полигон и заверенные копии актов приема-передачи на обезвреживание либо утилизацию отходов IV класса опасности специализированному предприятию, либо актом утилизации)".
Комиссия, изучив извещение о Закупки с приложенными к нему электронными документами, установила следующее:
- организация мест сбора Отходов от физических лиц для целей их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по их утилизации, обезвреживанию, работами по сбору отходов в том смысле, в котором они понимаются в абзаце 15 статьи 1 Закона N 89-ФЗ, не являются;
- объектом закупки являются услуги по транспортированию и передаче Отходов на обезвреживание либо утилизацию, то есть до местонахождения хозяйствующего субъекта, который в свою очередь осуществит все действий, входящие в понятие "сбора отходов" в смысле абзаца 15 статьи 1 Закона N 89-ФЗ;
- услуги по обезвреживанию либо утилизации Отходов не являются объектом закупки;
- результатом исполнения контракта является передача Исполнителем Отходов специализированному предприятию, имеющему соответствующую лицензию, для обезвреживания либо утилизации, что должно подтверждаться соответствующими актами.
Закон N 89-ФЗ, законодательство о лицензировании не содержит запрет на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем определенных видов работ, составляющих лицензируемый вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и не обязывает данных лиц при оказании услуг по обращению с отходами в понимании Закона N 89-ФЗ, в части выполнения определенных видов работ, иметь лицензию, включающую в себя все работы, составляющие данную деятельность.
В связи с тем, что организация мест сбора Отходов от физических лиц для целей их дальнейшего транспортирования и передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по утилизации, обезвреживанию Отходов, работами по "сбору отходов" в том смысле, в котором они понимаются в абзаце 15 статьи 1 Закона N 89-ФЗ, не являются, требование о наличии у участников Закупки лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части работ по сбору отходов IV классов опасности, является излишним.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения, то наличие лицензии на данный вид работ не требуется.
Поскольку обезвреживание либо утилизация Отходов не является объектом закупки, и при этом в описании объекта закупки установлено, что "передача на обезвреживание либо утилизацию осуществляется предприятиям, имеющим лицензию на данный вид деятельности", требование о наличии у участников Закупки лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части работ по утилизации и/или обезвреживанию отходов IV классов опасности, является излишним.
Таким образом, довод N 1 жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 данного Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В извещении о Закупке указано место оказания услуг: "Российская Федерация, Камчатский край, Территория Елизовского городского поселения Камчатский край в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Муниципальному контракту)".
Согласно техническому заданию (приложение N 1 к извещению о Закупке) Исполнителю необходимо оказать услуги, в том числе по транспортированию, включая погрузку и выгрузку автомобильных покрышек, отходов шин, камер на обезвреживание либо утилизацию на территории Елизовского городского поселения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что услуги, являющиеся объектом закупки, необходимо оказать на территории Елизовского городского поселения, о чем указано в извещении о Закупке. При этом, поскольку услуги по обезвреживанию либо утилизации Отходов не являются объектом закупки, Исполнитель самостоятельно должен принять решение о передаче Отходов на обезвреживание либо утилизацию специализированному предприятию, которое имеет лицензию на данный вид деятельности, о чем также указано в извещении о Закупке. Указания на место осуществления утилизации и/или обезвреживания отходов IV класса опасности извещение о Закупке не содержит.
Таким образом, Заказчик в извещении о Закупке указал место оказания услуг в соответствии с объектом Закупки, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 2 не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
_____________________ Л.Б. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 29 ноября 2023 г. N 041/06/106-513/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023