Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_;
_;
_,
в присутствии представителей:
заказчик - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр психиатрии" - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, заявил письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей;
участник закупки (податель жалобы) - Общество с ограниченной ответственностью "ГОСТОРГ" - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, заявил письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей;
уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял, письменных возражений в отношении доводов жалобы не представил,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТОРГ" (171118, Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, д. Бахмара, д. 56а, пом. 1; далее - ООО "ГОСТОРГ") на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) при осуществлении им совместно с заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр психиатрии" (173020, Великий Новгород, ул. Парковая, д. 13; далее - ГОБУЗ "НКСЦП") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания для нужд ГОБУЗ "Новгородский клинический специализированный центр психиатрии", извещение N 0150200003923001088 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 03.11.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
20.11.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ГОСТОРГ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации при осуществлении им совместно с заказчиком - ГОБУЗ "НКСЦП" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания для нужд ГОБУЗ "Новгородский клинический специализированный центр психиатрии", извещение N 0150200003923001088 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.11.2023 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
ООО "ГОСТОРГ" была подана заявка на участие в вышеуказанном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0150200003923001088 от 15.11.2023 (далее - Протокол) заявка ООО "ГОСТОРГ" была отклонена по следующему основанию:
"На основании пункта 8 части 12 статьи 48, в нарушении подпункта "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подпункт 2.2 пункта 2 Приложения N3 к извещению о проведении электронного аукциона.
Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Участник закупки представил недостоверную информацию о стране происхождения товара, а именно по позиции "Бананы" указал страну происхождения товара - Российская Федерация, что является не возможным в связи с тем, что бананы являются тропическими фруктами, требующими тепла, влажности, света и питания, которые недоступны для выращивания в промышленном масштабе на территории Российской Федерации находящейся в зоне умеренного климата".
ООО "ГОСТОРГ" не согласно с данным решением аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации.
Заказчик не подтвердил предоставление недостоверных сведений о стране происхождения бананов.
В подтверждение страны происхождения бананов (Российская Федерация) ООО "ГОСТОРГ" прилагает к Жалобе три декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза, из которых следует, что товар - бананы - имеют страну происхождения Российская Федерация.
Также, ранее ООО "ГОСТОРГ" участвовало в иных закупках на поставку продуктов питания, где указывало страну происхождения бананов Российская Федерация. При этом, заявки ООО "ГОСТОРГ" были признаны соответствующими требованиям извещении о проведении таких закупок.
С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной.
Заказчик - ГОБУЗ "НКСЦП" считает Жалобу необоснованной по основаниям, указанным в письменных возражениях на Жалобу.
Бананы являются тропическими фруктами, требующими тепла, влажности, света и питания, которые недоступны для выращивания в промышленном масштабе на территории Российской Федерации находящейся в зоне умеренного климата. Требуемое к поставке количество бананов - 7 684 кг.
Документов, подтверждающих страну происхождения бананов, в заявке ООО "ГОСТОРГ" не содержалось.
При описании товара (бананы) заказчиком использовался каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - КТРУ) (позиция 01.22.12.000-00000002 КТРУ). Данная позиция КТРУ указывает, что бананы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51603-2000, который распространяется на бананы импортируемые.
С учетом вышеизложенного, заказчик - ГОБУЗ "НКСЦП" считает Жалобу необоснованной.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В ноябре 2023 года заказчиком - ГОБУЗ "НКСЦП" совместно с уполномоченным органом - Администрацией и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания для нужд ГОБУЗ "Новгородский клинический специализированный центр психиатрии", извещение N 0150200003923001088 о проведении которого было размещено на официальном сайте 03.11.2023 (начальная (максимальная) цена контракта - 3 355 500, 84 рублей).
Извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) утверждено ... 03.11.2023.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В пункте 3.1 Извещения определен следующий объект рассматриваемой закупки - поставка продуктов питания для нужд ГОБУЗ "Новгородский клинический специализированный центр психиатрии".
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ (далее - Правила формирования КТРУ), а также Правила использования КТРУ (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ при проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке содержатся в Приложении N 3 к Извещению (далее - Приложение N 3).
В данном случае структурированное извещение о проведении электронного аукциона, сформированное средствами официального сайта (далее - Структурированное Извещение), содержит описание объекта закупки (требования к характеристикам товара согласно положениям статьи 33 Закона о контрактной системе) и инструкцию по заполнению заявки.
В частности, в соответствии со Структурированным Извещением к поставке требуется следующий товар: "Бананы".
Согласно пункту 2.2 Приложения N 3 предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
В силу пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Таким образом, участникам рассматриваемой закупки необходимо было при подаче структурированной заявки, формируемой с использованием электронной площадки, указывать информацию о характеристиках поставляемого товара, а также стране его происхождения.
В структурированной заявке подателя Жалобы указана следующая страна происхождения бананов: Российская Федерация.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Состав аукционной комиссии утвержден приказом Администрации N 1171-зк от 03.11.2023.
Из пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Как следует из Протокола, аукционная комиссия Администрация посчитала указанную ООО "ГОСТОРГ" страну происхождения бананов (Российская Федерация) недостоверной, в связи с чем, отклонила его заявку.
Изучив материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил формирования в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" включается, в том числе, следующая информация: информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (при наличии), документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (при наличии).
В Структурированном Извещении в отношении товара "Бананы" указано, что заказчиком при описании использовалась позиция КТРУ 01.22.12.000-00000002.
В соответствии со справочной информацией позиции КТРУ 01.22.12.000-00000002 указана, в частности, следующая информация о технических регламентах и стандартах: ГОСТ Р 51603-2000.
В соответствии с ГОСТ Р 51603-2000 настоящий стандарт распространяется на свежие бананы рода Musa, группы AAA (перечень основных помологических сортов - по Приложению В), импортируемые (далее - бананы), предназначенные после дозаривания для реализации в свежем виде.
Таким образом, ссылка в справочной информации в позиции КТРУ 01.22.12.000-00000002 на ГОСТ Р 51603-2000 предполагает, что поставляемый товар (бананы) будет иностранного происхождения, в рассматриваемом случае указанная позиция КТРУ прямо указывает на это.
Кроме того, в настоящее время сложилась обширная судебная практика, в соответствии с которой судами установлено, что бананы не производятся в Российской Федерации: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.10.2023 по делу N А60-65346/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.12.2022 по делу N А53-9942/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2022 по делу N А63-3615/2021; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 по делу N А51-1458/2023; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А55-6997/2021.
ООО "ГОСТОРГ" представлены три декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза. В данных декларациях указано следующее происхождение продукции (бананов) - Россия.
Однако, Комиссия Новгородского УФАС России не считает информацию, содержащуюся в данных декларациях, достоверной.
Сам по себе факт того, что бананы, пригодные в пищу, в промышленных масштабах в связи с природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации не произрастают и не производятся, является общеизвестным.
При этом, у указанных в данных декларациях хозяйствующих субъектов (один из которых является индивидуальным предпринимателем) отсутствует такой вид экономической деятельности по ОКВЭД как 01.22 "Выращивание тропических и субтропических культур".
Следовательно, заявка ООО "ГОСТОРГ" была правомерно отклонена аукционной комиссией Администрации.
Таким образом, Жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ГОБУЗ "НКСЦП", уполномоченного органа - Администрации и его аукционной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Руководствуясь статьями 23, 33, 42, 43, 48, 49, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТОРГ" (171118, Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, д. Бахмара, д. 56а, пом. 1) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) при осуществлении им совместно с заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр психиатрии" (173020, Великий Новгород, ул. Парковая, д. 13) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания для нужд ГОБУЗ "Новгородский клинический специализированный центр психиатрии", извещение N 0150200003923001088 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 03.11.2023, необоснованной.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 ноября 2023 г. N 053/06/48-684/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023