Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России; Управление) в составе:
- _.., заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и рекламы - руководитель инспекции;
- _.., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы - участник инспекции;
- _.., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы - участник инспекции;
на основании приказа Новгородского УФАС России N 104/23 от 27.11.2023, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления муниципальным заказчиком - Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Батецкий межпоселенческий центр культуры и досуга" (175000, Новгородская обл., п. Батецкий, ул. Советская, д. 4; далее - МБУК "Батецкий МЦКД") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сборно-разборного сценического комплекса, извещение N 0350300003123000003 о проведении которого в ред. N ИИ2 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 10.11.2023, без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20.11.2023 вх. N 6966-ЭП/23 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ПРО КОНЦЕРТ" (115533, г. Москва, наб. Нагатинская, д. 18, корп. 1, эт. 1, пом. XXI, ком. 2, оф.), содержащая информацию о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении МБУК "Батецкий МЦКД" вышеуказанной закупки (далее - Жалоба).
В этот же день Жалоба была отозвана ее подателем на основании части 6 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе
контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно письму ФАС России N МШ/83640/23 от 11.10.2023, если отозванная заявителем жалоба содержит информацию, свидетельствующую о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях субъектов контроля, или сотрудниками территориальных органов ФАС России самостоятельно установлены такие признаки в рамках анализа закупки, указанной в отозванной жалобе, данная информация является основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, в связи с наличием в Жалобе информации, свидетельствующей о нарушении законодательства о контрактной системе, Новгородским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки вышеуказанной закупки.
По итогам проведения внеплановой проверки, Инспекция Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В ноябре 2023 года муниципальным заказчиком - МБУК "Батецкий МЦКД" и его аукционной комиссией осуществляется закупка путем электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сборно-разборного сценического комплекса (извещение N 0350300003123000003, начальная (максимальная) цена контракта - 1 920 000,00 рублей).
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона подписано электронной подписью должностного лица _.. и размещено на официальном сайте (в последней редакции) 10.11.2023 (далее - Извещение).
1. В силу пункта 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день.
Однако согласно Извещению: "Дата и время окончания срока подачи заявок 18.11.2023 09:00", т.е. приходится на нерабочий день (суббота).
Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика - МБУК "Батецкий МЦКД" содержится нарушение пункта 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся установлении в извещении о закупке ненадлежащей даты окончания срока подачи заявок.
2. В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
В силу пункта 7 Правил при проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В данном случае Извещение, сформированное средствами официального сайта, не содержит описание объекта закупки (требования к характеристикам товара согласно положениям статьи 33 Закона о контрактной системе отсутствуют).
Учитывая изложенное, в действиях муниципального заказчика - МБУК "Батецкий МЦКД" содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии в извещении описания объекта закупки.
3. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
3.1. Как уже отмечалось, в силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком на официальном сайте в качестве приложений к Извещению размещены два электронных документа (файла в формате .docx) имеющих одно название "Приложение N1 Описание объекта закупки (4)" и содержащих описание объекта рассматриваемой закупки - сборно-разборного сценического комплекса.
При этом описание подлежащего поставке товара в данных документах не совпадает, отличается по составу комплекса, по установленным характеристикам, их количеству, по требованиям к значениям показателей товара.
Данные обстоятельства не позволяют достоверно уяснить действительные потребности заказчика в необходимом ему товаре, вводят в заблуждение участников закупки и членов аукционной комиссии относительно требуемых заказчику характеристиках объекта закупки при подаче заявок на участие в аукционе и их рассмотрении.
3.2. В силу пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком на официальном сайте как приложение к Извещению в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта размещен электронный документ (файл в формате .xlsx) "Приложение N 2 НМЦК", в котором приведены данные об использовании при обосновании цены контракта метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В силу части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Однако согласно электронному документу "Приложение N 2 НМЦК" объектом закупки, в отношении которого обосновывается цена контракта, является "Еврокуб", тогда как объектом рассматриваемой закупки в действительности является сборно-разборный сценический комплекс.
Данные противоречия ставят под сомнение сам факт размещения на официальном сайте обоснования начальной (максимальной) цены контракта по данной закупке.
Учитывая все вышеизложенное, в действиях муниципального заказчика - МБУК "Батецкий МЦКД" содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в наличии в извещении о закупке и приложениях к нему, размещенных на официальном сайте, вышеуказанной противоречивой и недостоверной информации.
Установленные в действиях заказчика нарушения требований действующего законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушения, Инспекция приходит к выводу о том, что установленные нарушения являются грубыми и существенными, ограничивают количество и нарушают права участников закупки, вводят их в заблуждение относительно действительных потребностей заказчика, что дает основание для выдачи предписания об устранении указанных нарушений путем аннулирования торгов.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Батецкий межпоселенческий центр культуры и досуга" нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 5, 21 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать муниципальному заказчику - Муниципальному бюджетному учреждению культуры "Батецкий межпоселенческий центр культуры и досуга", его аукционной комиссии и оператору электронной площадки - Акционерному обществу "ЕЭТП" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов (рассматриваемой закупки).
3. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Батецкий межпоселенческий центр культуры и досуга".
Руководитель инспекции,
заместитель руководителя -
начальник отдела контроля закупок
и рекламы Управления ________________
(подпись)
Участник инспекции,
главный специалист-эксперт отдела
контроля закупок и рекламы Управления _________________
(подпись)
Участник инспекции,
главный специалист-эксперт отдела
контроля закупок и рекламы Управления _________________
(подпись)
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 29 ноября 2023 г. N 053/10/99-704/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023