Резолютивная часть решения оглашена "27" ноября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "30" ноября 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" (далее - МБУ "Дирекция благоустройства", Заказчик) - _,
общества с ограниченной ответственностью "Вершина Строй Сервис" (далее - ООО "Вершина Строй Сервис", Общество, Подрядчик) - _,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения гражданско-правового договора (контракта) N 0164200001923002056_53068 от 03.07.2023 на выполнение работ по благоустройству территории в районе дома культуры с. Бокино, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200001923002056 с ООО "Вершина Строй Сервис", и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" (вх. от 20.11.2023 N7655-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "Вершина Строй Сервис" (392021, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Клубная, д. 1, литер А, помещ. 33, ИНН 6829143700, КПП 682901001) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом 07.11.2023 от исполнения гражданско-правового договора (контракта) N 0164200001923002056_53068 от 03.07.2023 на выполнение работ по благоустройству территории в районе дома культуры с. Бокино, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200001923002056, по причине существенного нарушений условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения 07.11.2023 контракта N 0164200001923002056_53068 от 03.07.2023, представил подтверждающие документы. Представители муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" пояснили следующее.
Срок выполнения работ по контракту установлен по 29 сентября 2023 года. Заказчиком 05.07.2023 произведен авансовый платеж в размере 20%. По состоянию на 07.11.2023 обязательства по контракту Подрядчиком не выполнены, документы об исполнении обязательств в ЕИС не размещены. Заказчик неоднократно направлял в адрес Подрядчика письма с требованием приступить к выполнению работ. Однако, Подрядчиком не были приняты меры по наращиванию темпов выполнения работ и сокращению сроков отставания от графика. 07.11.2023 в присутствие представителя ООО "Вершина Строй Сервис" проведено комиссионное обследование объекта, где зафиксирован объем выполненных работ, который составил около 30% от необходимого объема. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.2 контракта, ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик 07.11.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Вершина Строй Сервис" представлены письменные пояснения причин невыполнения работ на объекте в установленные контрактом сроки. Представители Общества на рассмотрении дела пояснили следующее.
В заключенном контракте не указано точного места производства работ, в связи с чем, Подрядчик обратился 13.07.2023 письменно к Заказчику об уточнении границ участка выполнения работ. В этот же день Заказчик предоставил схему размещения земельного участка и Подрядчик приступил к работам. Выполнению работ на объекте мешал существующий газопровод. В связи с наступлением неблагоприятных погодных условий работы на объекте были временно приостановлены. За период с 03.07.2023 по 07.11.2023 ООО "Вершина Строй Сервис" выполнен определенный объем работ, который составляет примерно 40% об всего объема. Подрядчиком представлена в материалы дела информация и документы, которые подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
В рассмотрении дела назначено на 23.11.2023, после перерыва рассмотрение продолжено 27.11.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения гражданско-правового договора (контракта) N 0164200001923002056_53068 от 03.07.2023 на выполнение работ по благоустройству территории в районе дома культуры с. Бокино, заключенного с ООО "Вершина Строй Сервис", заслушав представителей Заказчика, Подрядчика, рассмотрев представленные материалы, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200001923002056 между МБУ "Дирекция благоустройства" и ООО "Вершина Строй Сервис" 03.07.2023 заключен гражданско-правовой договор (контракт) (далее также контракт) N 0164200001923002056_53068 на выполнение работ по благоустройству территории в районе дома культуры с. Бокино, на сумму 10 409 972,05 рублей.
Согласно п.п 1.1, 1.2 контракта: "1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории в районе дома культуры с. Бокино (далее - Работы), в соответствии техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Работы в соответствии с положениями настоящего Контракта, извещением об осуществлении закупки, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика (участника закупки).
1.2. Виды и объем выполняемых работ, указанных в пункте 1.1. настоящего Контракта: в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и согласно смете Контракта (Приложение N 2 к Контракту)".
Пунктом 3.6 контракта установлено условие о выплате авансового платежа:
"Авансовый платеж: предусмотрен. Размер аванса по Контракту составляет 20% от цены Контракта, что составляет 2 081 994 (два миллиона восемьдесят одна тысяча девятьсот девяносто четыре) руб. 41 коп. ".
Разделом 4 контракта установлены место, сроки и условия выполнения работ.
"4.1. Место выполнения Работ: Российская Федерация, Тамбовская область, Городской округ - город Тамбов, село Бокино, территория в районе дома культуры.
4.2. Общий срок выполнения работ: с даты заключения Контракта по 20 октября 2023 года включая:
4.2.1. Срок фактического выполнения работ, формирования, подписания и размещения Подрядчиком в ЕИС документа о приемке в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 7.3. настоящего Контракта: с даты заключения Контракта по 29 сентября 2023 года.
4.2.2. Срок принятия результатов исполнения Контракта, подписания и размещения Заказчиком в ЕИС документа о приемке в соответствии с подпунктом 4 пункта 7.3. настоящего Контракта: с 02 октября 2023 года по 20 октября 2023 года (либо, в случае просрочки или досрочного выполнения работ, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке в соответствии с подпунктом 3 пункта 7.3. Контракта)
4.3. Дата окончания работ (29 сентября 2023), определяемая исходя из пункта 4.2.1 настоящего Контракта, является исходной для определения имущественных санкций в случае нарушения сроков выполнения работ".
Разделом 5 контракта определены обязательства сторон.
"5.1. Обязательства Подрядчика:
5.1.1. выполнить Работы, являющиеся предметом настоящего Контракта, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, и сдать выполненные работы Заказчику;
5.1.2.обеспечить производство Работ в полном соответствии со сметами, нормативными документами, используемыми при выполнении данного вида работ: Правилами благоустройства и содержания территорий городского округа город Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 09.03.2021 N 139; требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
5.1.3. в случае привлечения субподрядчиков нести ответственность за некачественное выполнение ими работ, в том числе простых и скрытых работ;
5.1.4. обеспечить надлежащее качество выполнения всех Работ;
5.1.5. перед началом производства работ Подрядчику необходимо произвести согласование с сетедержателями существующих коммуникаций, попадающих в зону производства работ (при необходимости);
5.1.6. нести ответственность за сохранность всех используемых для выполнения работ материалов, изделий, оборудования предусмотренных настоящим Контрактом, до подписания документа о приемке в соответствии с 7.3. настоящего Контракта;
5.1.6. при повреждении инженерных коммуникаций, объектов или их элементов, причинения вреда или нанесения ущерба третьим лицам в результате выполнения работ, Подрядчик обязан за счет собственных средств восстановить их в течение 3 (трех) дней с момента причинения ущерба;
5.1.7. установить дорожные знаки и разметку, ограждение мест производства работ, временное освещение (при необходимости);
5.1.8. изготовить паспорт объекта, в соответствии с действующим руководством по использования фирменного стиля "Формирование комфортной городской среды";
5.1.9. вести фотоотчет (материалы фотофиксации процесса выполнения работ и его этапов) и предъявить его Заказчику при приемке выполненных работ на электронном носителе;
5.1.10. обеспечить видеотрансляцию за 5 (пять) календарных дней до фактического начала выполнения работ на объекте и до полной приемки результатов, выполненных работ Заказчиком;
5.1.11. обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке Работ и в течение гарантийного срока;
5.1.12. обеспечить выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности и охране окружающей среды;
5.1.13. в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к Контракту), Подрядчик должен в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта разработать и согласовать с Заказчиком проект производства работ (ППР), включающий:
- график очередности работ,
- мероприятия по обеспечению техники безопасности, охране окружающей среды, пожарной безопасности,
- перечень специальных журналов и другой документации необходимой для ведения при производстве работ;
не предоставление Подрядчиком указанных документов или несвоевременное предоставление является основанием для начисления неустойки;
5.1.14. согласовывать с Заказчиком расцветку, размер и дизайн изделий, строительных и отделочных материалов перед началом (при необходимости);
5.1.15. на используемые при выполнении работ материалы (товар) предоставить Заказчику сертификаты (декларации о соответствии), обязательные для данного вида товара, и иные документы, подтверждающие качество и соответствие применяемых при выполнении работ материалов (товаров) установленным в Контракте требованиям, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документы, подтверждающие гарантийные обязательства Подрядчика или производителя;
5.1.16. в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" представить для проведения экспертизы дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы;
5.1.17. в случае ненадлежащего качества используемых материалов, несоответствия применяемых материалов установленным в Контракте требованиям обеспечить их замену;
5.1.18. немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить Работы при обнаружении независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству выполняемой Работы либо создающих невозможность ее завершения в срок;
5.1.19. в случае, если при выполнении Работ в качестве материала используется товар, в отношении которого в соответствии с законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям;
5.1.20. в случае, если при выполнении работ, являющихся предметом настоящего Контракта, возникла необходимость в использовании непредвиденных работ и затрат, установленных при расчете и обосновании цены Контракта, Подрядчик обязан предоставить расшифровку непредвиденных работ и затрат;
при неисполнении данного обязательства сумма резерва средства на непредвиденные работы и затраты Заказчиком не принимается и не оплачивается;
5.1.21. своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполненной Работы, предусмотренные Контрактом;
5.1.22. за свой счет осуществлять содержание и уборку площадки и прилегающей непосредственно к ней территории;
5.1.23. по окончании работ предоставить акты на скрытые работы, исполнительные схемы на видеонаблюдение, протоколы испытаний смонтированного оборудования и инженерных сетей на пригодность к эксплуатации (при необходимости);
5.1.24. ежедневно, после окончания работ, проводить уборку и вывоз мусора, не допускать накапливание мусора;
5.1.25. при готовности выполненных Работ известить об этом Заказчика по телефону, электронной почте или любым другим доступным способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом".
Подрядчиком в соответствии с п. 5.1.13 контракта разработан график очередности работ по благоустройству территории, согласно которому работы должны выполняться в следующие сроки:
- подготовительные работ с 03.07.2023 по 24.07.2023;
- благоустройство с 24.07.2023 по 07.08.2023;
- озеленение и МАФ с 31.07.2023 по 28.08.2023;
- детская игровая площадка с 14.08.2023 по 28.08.2023;
- наружное освещение с 14.07.2023 по 04.09.2023;
- видеонаблюдение, пусконаладочные работы, утилизация мусора с 04.09.2023 по 29.09.2023.
05.07.2023 Заказчиком осуществлен авансовый платеж на сумму 2 081 994,41 рублей (п/п от 05.07.2023 N491096).
Исходя из представленной сторонами в материалы дела переписки следует.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлялись претензии, письма о нарушении условий контракта, сроков выполнения работ и требовании приступить к исполнению обязательств по контракту (исх. от 07.07.2023 N01-13/912-23, 12.07.2023 N 01-13/939-23, 03.08.2023 N 01-13/1046-23, 04.08.2023 N01-13/1065-23, 11.08.2023 N01-13/1118-23, 13.09.2023 N01-13/1298-23, 15.09.2023 N 01-13/1306-23, 19.09.2023 N 01-13/1317-23,22.09.2023 N 01-13/1342-23, 28.09.2023 N 01-13/1380-23, 29.09.2023 N 01-13/1387-23, 03.10.2023 N 01-13/1401-23, 03.10.2023 N01-13/1404-23, 04.10.2023 N 01-13/1417-23, 06.10.2023 N01-13/1438-23, 09.10.2023 N 01-13/1448-23).
12.07.2023 (исх. N 01-14/1467-23) Заказчик в ответ на письмо Подрядчика от 12.07.2023, в котором он сообщил о наступлении неблагоприятных погодных условий, просит Общество направить в адрес МБУ "Дирекция благоустройства" надлежащие документы в подтверждение наступления и окончания неблагоприятных погодных условий, препятствующих исполнению контракта.
Документы от Подрядчика в адрес Заказчика направлены не были.
13.07.2023 Подрядчик обратился в Заказчику с требованием предоставить схему размещения (координатные точки) дорожек и заверенные сетедержателями схемы коммуникаций.
13.07.2023 Заказчиком направлена требуемая информация (исх. от 01-14/1476-23).
02.11.2023 Заказчик письмом (исх. N 01-13/1632-23) просит Подрядчика в течение 3-х рабочих дней предоставить уточненный график выполнения работ в связи с отставанием от сроков выполнения.
Уточненный график выполнения работ Подрядчиком представлен не был.
В материалы дела Заказчиком представлена копия соглашение от 07.08.2023 о компенсационной выплате, связанной с переустройством газопровода на объекте благоустройства.
Согласно пояснениям Заказчика работы по переустройству газопровода были завершены в конце августа 2023 года и не препятствовали выполнению работ Подрядчику на объекте.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что со стороны ООО "Вершина Строй Сервис" в материалы дела не представлены документальные доказательства того, что существующий на участке благоустройства газопровод препятствовал выполнению обязательств по контракту, в том числе, отсутствует информация о приостановке работ по этим причинам.
В материалы дела Заказчиком представлен акт от 07.11.2023 комиссионного обследования благоустраиваемой территории, составленный в присутствии представителя Подрядчика. Из данного акта следует, что Подрядчиком выполнена часть предусмотренной контрактом работы.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 12 муниципального контракта установлены условия расторжения контракта:
"12.1. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, либо в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в связи с существенным нарушением условий настоящего Контракта.
При этом, существенными нарушениями настоящего Контракта являются в том числе:
- нарушение Подрядчиком начала срока выполнения работ, предусмотренного Контрактом, более чем на 10 рабочих дней;
- необоснованная приостановка выполнения работ более чем на 5 рабочих дней;
- при нарушении Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 10 рабочих дней;
- при неоднократном (два и более раза) не обеспечении требуемого качества работ.
12.2. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, в порядке установленном ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
07.11.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.2 контракта, части 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0164200001923002056_53068 на выполнение работ по благоустройству территории в районе дома культуры с. Бокино, заключенного с ООО "Вершина Строй Сервис", в связи с не выполнением работ по контракту.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Подрядчиком 07.11.2023.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
13.11.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика требование об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, указывая, что со стороны Общества не было допущено существенного нарушения условий контракта. ООО "Вершина Строй Сервис" считает, что решение Заказчика не соответствует п. 12.1 контракта. Подрядчик требует применить п. 11.1 контракта (обстоятельства непреодолимой силы) и согласовать время приостановления работ из-за неблагоприятных погодных условий.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения Подрядчиком условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, работы по контракту не выполнены в полном объеме, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в законную силу 20.11.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об ООО "Вершина Строй Сервис" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у ООО "Вершина Строй Сервис" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены. Наступление неблагоприятных погодных условий, о которых бездоказательно заявлял Подрядчик, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Подрядчик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту выполнение работ должно выполняться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Подрядчик согласился со всеми его условиями, сроки и объемы выполнения работ были изначально ему известны.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
При рассмотренных обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленные сроки является нарушением существенных условий контракта, и нарушение данных условий контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки. В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Невыполнение работ в срок, предусмотренный контрактом, привело к затягиванию реализации национального проекта "Формирование современной городской среды в городе Тамбове". Подрядчик должен был осознавать социальную значимость правоотношений.
Тем самым, причинен существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства.
Пунктом 1 статьи 719 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Согласно части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Следовательно, подрядчик немедленно должен предупредить заказчика и приостановить выполнение работ до получения от него указаний при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, создающих невозможность завершение работ в установленный срок.
Однако, как следует из материалов дела, ООО "Вершина Строй Сервис" работы не приостанавливало. Заявляя о наступлении неблагоприятных погодных условиях Подрядчик должен подтвердить период наступления для него неблагоприятных условий и представить соответствующие доказательства.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, приняв во внимание непредставление Подрядчиком доказательств обратного.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Вершина Строй Сервис" недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 03.07.2023 N0164200001923002056_53068 на выполнение работ по благоустройству территории в районе дома культуры с. Бокино.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила Комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- Подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие:
наличие объективных причин, препятствующих исполнению контракта;
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что представленные Обществом документы, не свидетельствуют о принятии им исчерпывающих мер к своевременному исполнению условий контракта, что свидетельствует о наличии в бездействии Подрядчика признаков недобросовестного поведения и, как следствие, о необходимости применения к нему мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, антимонопольный орган отмечает, что само по себе включение ООО "Вершина Строй Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь статьёй 95, статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным бюджетным учреждением "Дирекция благоустройства и озеленения" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вершина Строй Сервис" (392021, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Клубная, д. 1, литер А, помещ. 33, ИНН 6829143700, КПП 682901001), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - генерального директора включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вершина Строй Сервис" и его генерального директора в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вершина Строй Сервис" и его генерального директора из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп. Козлова Н.Е.
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 ноября 2023 г. N 068/10/104-860/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023