Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Заявителя ООО "<_>" на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку реагентов для диагностики ПЦР (номер извещения в ЕИС - 0813500000123019080, далее - Запрос котировок), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи:
в присутствии:
представителей Заказчика - БУЗ УР "Республиканская клиническая инфекционная больница Министерства здравоохранения УР" <_> (доверенность от 01.11.2023 N20а), <_> (доверенность от 09.11.2023 N19),
представителя Заявителя ООО "<_>" <_> (доверенность от 10.11.2021 б/н), <_> (доверенность от 27.11.2023 б/н),
законного представителя ООО "<_>"<_> (выписка из ЕГРЮЛ),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 08.09.2023 N26-юр),
УСТАНОВИЛА:
20.11.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку реагентов для диагностики ПЦР.
По мнению подателя жалобы, в приложении N1 к извещению "Описание объекта закупки" Заказчик установил такие характеристики поставляемого товара, которые являются избыточными, безальтернативными, значения показателей которых соответствует только единственному производителю. При этом указанная Заказчиком характеристика товара "лиофилизированная реакционная смесь" может быть признана ухудшающей, поскольку снижает срок годности товара.
Представитель Заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и пояснили, что описание объекта закупки составлено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также в полной мере отвечает потребностям Заказчика. Закупаемый товар соответствует как минимум двум производителям - ООО "Синтол", ООО "Вектор Бест". Указанная характеристика товара "лиофилизированная реакционная смесь" не может быть признана ухудшающей, поскольку это эксплуатационная характеристика наборов, которая позволяет уменьшить количество ошибок при приготовлении смеси и сокращает время и расходование материала.
14.11.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 432 827,00 рублей.
21.11.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в запросе котировок.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчик установил такие характеристики поставляемого товара, которые являются избыточными, безальтернативными, значения показателей которых соответствует только единственному производителю, признает его необоснованным на основании следующего.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объект закупки - SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот (21.20.23.110-00006468).
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует позицию КТРУ, при этом в данной позиции КТРУ отсутствуют характеристики товара, в связи с чем Заказчик использует характеристики товара, которые отвечают его потребностям, и содержат в себе обоснование необходимости их содержания в описание товара.
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчику при формировании описания объекта закупки предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, возникающей в ходе осуществления деятельности с учетом специфики лечебного учреждения, с целью использования товара в работе с максимальной эффективностью, с учетом необходимости решения медицинским персоналом задач по оказанию своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи населению, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки. Следовательно, потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В связи с тем, что ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением Правительства N145 не регламентировано содержание такого обоснования, Заказчиком принято решение использовать именно такую форму изложения позиции Описания объекта закупки, не ограничивая при этом круг количества участников данной закупки.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела, установлено, что в свободном доступе на рынке присутствует не менее двух производителей товара, удовлетворяющих описанию объекта закупки: ООО "Синтол" (РУ от 29.11.2021 NРЗН 2021/15875), ООО "Вектор Бест" (РУ от27.03.2020 NРЗН 2020/9896).
При этом, на заседании комиссии Заявитель пояснил, что анализ соответствия товара производителя ООО "Синтол" не проводил, не смог пояснить по каким показателям данный товар не соответствует описанию объекта закупки Заказчика.
Таким образом, спорные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям лечебного учреждения, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок. Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, Заявитель указывает, что спорная характеристика "лиофилизированная реакционная смесь" может быть признана ухудшающей, поскольку сокращает срок годности товара.
Вместе с тем, исходя из пояснений Заказчика указанная характеристика является эксплуатационной характеристикой наборов, не требующих при этом предварительной подготовки (то есть сокращает расход пробирок и времени приготовления смеси), а также уменьшает количество ошибок при приготовлении.
Заказчик при описании медицинского оборудования, руководствовался ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, частью 6 статьи 23 Закона, и Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Более того, описание объекта закупки составлено таким образом, чтобы максимально удовлетворить клиническим потребностям Заказчика, позволить решать поставленные перед Заказчиком задачи.
Кроме того, Заявитель ООО "Мединстал" не является производителем закупаемого Заказчиком товара, а является поставщиком (то есть имеет возможность закупить товар у производителя и осуществлять свою предпринимательскую деятельность, в том числе и участвовать в закупочных процедурах). Таким образом, каких-либо препятствий для поставки товара как производителя ООО "Синтол", так и ООО "Вектор Бест" для участия в закупке у Заявителя не имеется.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Мединстал" на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку реагентов для диагностики ПЦР (номер извещения в ЕИС - 0813500000123019080) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27 ноября 2023 г. N 018/06/106-952/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023