На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в связи с поступлением обращения ООО "Легион" (далее - Заявитель) в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования "Киясовская спортивная школа" (далее - Заказчик) возбуждена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении запроса доставки на оказание услуг частной охраны (номер извещения - ВР01008745, далее - Запрос доставки).
В соответствии с частями 15, 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Удмуртского УФАС России от 31.10.2023 N106/23 "О проведении внеплановой проверки соблюдения Заказчиком Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования "Киясовская спортивная школа" законодательства о контрактной системе",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: <_> - начальник отдела контроля закупок;
участники Инспекции: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Инспекции Удмуртского УФАС России без вызова лиц, проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Удмуртского УФАС России, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе проводит внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок с учетом предоставленных антимонопольному органу полномочий.
В Удмуртское УФАС России поступило обращение ООО "Легион", согласно которому, во-первых, проект контракта содержит неисполнимые условия в части указанных сроков: в проекте контракта установлен срок оказания услуг 01.11.2023, однако исходя из установленных сроков Заказчиком, контракт будет заключен Заказчиком только 03.11.2023, то есть после начала оказания услуг. Во-вторых, в проекте контракта указано условие об электронной приемке, однако в рамках проведения закупок малого объема приемка посредством ЕИС не предусмотрена.
Рассмотрев обращение, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
24.10.2023 Заказчиком размещено извещение о проведении запроса доставки.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 537 240, 00 рублей.
26.10.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в запросе доставки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NBP01008745-TR от 26.10.2023 на участие поступила одна заявка. Победителем признано ООО "Охранная организация Центр-Город".
1. Рассмотрев первый довод Заявителя, Инспекция признает его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе проект контракта.
Согласно п. 1.2 контракта срок исполнения контракта - с 01.11.2023 по 29.02.2024.
Пунктом 2.1.6 проекта контракта установлено, что Исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за пять дней до начала оказания охранных услуг.
Заявитель указывает, что указанные сроки неисполнимы, поскольку Регламентом осуществления малых закупок с использованием региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики, утв. Приказом Минфина УР от 24.11.2022 N53н (далее - Регламент) предусмотрены сроки осуществления малой закупки, при соблюдении которых невозможно начать исполнение контракта с 01.11.2023.
Так, согласно п. 25 Регламента Заказчик в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок на участие в малой закупке рассматривает поданные заявки и принимает решение о соответствии или несоответствии заявки на участие в малой закупке требованиям, указанным в извещении.
В силу п. 30 Заказчик не позднее рабочего дня, следующего за датой публикации протокола, обязан направить победителю малой закупки проект контракта.
Согласно п. 32 Регламента участник закупки, признанный победителем, подписывает проект контракта в течение двух рабочих дней с даты его получения от Заказчика.
Пунктом 34 Регламента установлено, что контракт заключается не позднее пяти рабочих дней с даты размещения протокола. Датой заключения контракта считается дата его подписания Заказчиком.
Установлено, что итоговый протокол подведения итогов был размещен 26.10.2023, контракт заключен 31.10.2023.
Таким образом, Заказчиком были соблюдены сроки заключении контракта.
Указание Заявителя на то, что при указанных в Регламенте сроках, контракт будет заключен не ранее 03.11.2023 рассчитан из максимально отведенного срока для заключении контракта по результатам малой закупки. Учитывая, что контракт между Заказчиком и ООО "Охранная организация Центр-Город" заключен 31.10.2023 Инспекция Удмуртского УФАС России пришла к выводу о возможности исполнения условия п. 2.1.6 контракта до начала срока оказания услуг. Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Рассмотрев второй довод Заявителя, Инспекция признает его обоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Заказчик разместил извещение на торговой площадке о проведении запроса доставки. По результатам запроса доставки контракт был заключен 31.10.2023 с ООО "Охранная организация Центр-Город".
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
В соответствии с пп. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Кроме того ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе предусмотрена приемка документов по контракту посредством функционала ЕИС только при проведении электронных процедур.
В случае, если заключение контракта осуществлено без проведения электронных процедур, приемка оказанных услуг осуществляется без использования ЕИС.
Так, в п. 2.1.2, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 3.7, 5.9 контракта содержатся положения о взаимодействии Исполнителя и Заказчика посредством Единой информационной системы (размещение документов о приемке и т.д.).
Вместе с тем, указанная закупка не размещалась в Единой информационной системе, следовательно, с учетом приведенных норм Закона о контрактной системе оформление документов, в том числе о приемке осуществляется без использования Единой информационной системы.
Установленные в контракте требования к Исполнителю нарушают п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Доводы Заявителя относительно размещения ТСО Исполнителем в соответствии с техническим заданием (п. 6.2, 6.3 технического задания к контракту), без предоставления Исполнителю 10-ти дневного срока на монтаж оборудования, а также не предъявление требований к наличию лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Инспекция признает их необоснованными на основании следующего.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Предметом данной закупочной процедуры является оказание охранных услуг, при этом согласно п. 6.1, 6.2 технического задания контракта Исполнитель обязан за свой счёт произвести разместить и снять собственное оборудование ТСО.
Поскольку такое оборудование не приобретается в рамках указанной закупочной процедуры, ввиду чего для исполнения обязательств по охране объектов Заказчика Исполнителю необходимо произвести вышеуказанные действия по монтажу и установки, что свидетельствует о неразрывности и прямой взаимосвязи установленных работ.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию:
1. Средства аудио- и видеонаблюдения
2. Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации
3. Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа
4.Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте
5. Технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
Таким образом, осуществление охранной деятельности по физической охране, монтаж, размещение и снятие систем ТСО могут осуществляться в рамках одной лицензии.
При наличии лицензии на частную охранную деятельность действующим законодательством разрешается использовать технические средства охранной и охранно - пожарной сигнализации, при этом какой-либо специальной лицензии на осуществление такой деятельности не требуется.
С учетом изложенного, объединение в один лот оказания услуг по физической охране, монтажу, размещение и снятие систем ТСО не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме того, указанные положения п. 6.2 технического задания в части установления оборудования в указанные сроки, Инспекция отмечает, что Заявителем не приведено норм Закона о контрактной системе, которые нарушены Заказчиком при установлении таких сроков, а также обоснования того, что указанные сроки установки оборудования неисполнимы в течение действия контракта (его исполнения). С учетом изложенного, доводы обращения не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях Заказчика имеются нарушения п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в части указания в контракте требований о взаимодействии Исполнителя и Заказчика посредством ЕИС. Вместе с тем, учитывая, что контракт между Заказчиком и Исполнителем уже заключен (31.10.2023), предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать. Проверка считается оконченной.
Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования "Киясовская спортивная школа" нарушение п. 1 ч. 13 ст. 34, Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику Муниципальному казенному образовательному учреждения дополнительного образования "Киясовская спортивная школа" не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностного лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13 ноября 2023 г. N 018/06/99-859/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023