Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Ф-С" (далее - ООО "Ф-С", Заявитель) - <_..>, представителя ФГБУЗ ЦМСЧ N 28 ФМБА России (далее - Заказчик) - <_..>;
Рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на оказание услуг систем обеспечения безопасности (извещение N 0334100007123000112), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 20 ноября 2023 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на оказание услуг систем обеспечения безопасности, извещение N 0334100007123000112.
Из содержания жалобы следует, что комиссия при рассмотрении заявок участников закупки и формировании протокола подведения итогов электронного аукциона необоснованно отклонила его заявку на участие в закупке.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Так, по мнению Заказчика выписка из реестра лицензий ООО "Ф-С" была выдана не федеральным органом исполнительной власти, а лицензирующим органом субъекта Российской Федерации. Поскольку лицензия выдана ГУ МЧС России по г. Москва, её действие ограничено границами г. Москва по месту нахождения юридического лица. Участником закупки в составе заявке не были предоставлены какие-либо документы, свидетельствующие об уведомлении лицензирующего органа о намерении осуществлять деятельности на территории Иркутской области.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком для 22 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0334100007123000112 на оказание услуг систем обеспечения безопасности (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 546 666, 56 руб..
На участие в указанном электронном аукционе подано 2 заявки.
Согласно "Протоколу подачи ценовых предложений от 10.11.2023 NЦПА1" минимальное ценовое предложение поступило от участника N 213716 в размере 1 391 999, 76 руб., что составило снижение НМЦК 10%. От Заявителя жалобы поступило второе по цене предложение в размере 1 399 733, 10 руб..
"Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2023 NИЭА1" заявка Заявителя жалобы отклонена от участия в электронном аукционе по следующим основаниям:
"_ В документации Заказчика место оказания услуг определено как: Иркутская область, г.Ангарск. Лицензия, дающая право участнику закупки осуществлять деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на территории субъекта Российской Федерации - Иркутская область. Такая лицензия участником закупки не была представлена. Участник закупки предоставил лицензию, выданную ГУ МЧС России по г. Москва".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В Извещении Заказчиком установлены следующие требованиям к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В качестве подтверждения наличия лицензии участник закупки в составе заявки предоставляет один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ:
- электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, выписка из реестра лицензий;
- копия акта лицензирующего органа о принятом решении;
- справка об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (часть 1 статьи 2 Закона о лицензировании).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128).
Согласно статье 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о лицензировании место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, - производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении.
Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать.
Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии со статьей 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо.
Положением N 1128 установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в числе прочего, наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств.
Для получения лицензии соискатель лицензии подает в территориальный орган, расположенный в субъекте Российской Федерации по адресу места нахождения соискателя лицензии, в порядке, установленном статьей 13 Закона о лицензировании, заявление с приложением копий документов, указанных в пункте 6 Положения.
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с подпунктами "а" - "г" пункта 4 настоящего Положения.
Как следует из материалов дела, в составе заявки ООО "Ф-С" представило выписку из реестра лицензий от 30.02.2023 г., регистрационный номер лицензии Л014-00101-77/00662205, дата предоставления лицензии 06.07.2023 г. на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Указанная лицензия выдана лицензирующим органом - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на основании приказа Главного управления МЧС России по г. Москве от 06.07.2023 г. N 1442.
Лицензией предусмотрено выполнение следующего лицензируемого вида деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Местом осуществления лицензируемого вида деятельности ООО "Ф-С" в лицензии указан адрес его места нахождения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о лицензировании, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Согласно пункту 5 статьи 9 Закона о лицензировании деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлен порядок уведомления лицензирующего органа, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.
Таким образом, юридическое лицо, получившее лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации; деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях.
В настоящем случае лицензия была выдана федеральным органом исполнительной власти, а не лицензирующим органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного приказом МЧС России бедствий от 28.05.2012 N 291, государственная услуга (лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) предоставляется МЧС России и его территориальными органами.
Поскольку лицензия выдана Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ее действие не может быть ограничено границами муниципального образования по месту нахождения юридического лица. Иным образом место лицензируемой деятельности лицензиата также не ограничено в лицензии, поэтому по верному утверждению антимонопольного органа, в настоящем случае следует руководствоваться положениями пункта 2 статьи 9 Закона о лицензировании.
В связи с этим в рассматриваемом случае переоформление лицензии не требовалось и лицо, получившее лицензию, вправе было осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации (аналогичная позиция отражена в судебных актах по делу А65-20109/2020, А75-15456/2022).
Соответственно, лицензия, представленная Заявителем в составе заявки на участие в электронном аукционе, соответствовала требованиям спорного запроса. Оснований для отклонения заявки Заявителя у комиссии по рассмотрению заявок Заказчика не имелось.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ, а доводы жалобы являются обоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "<_..>" обоснованной;
2. Признать комиссию по осуществлению закупок Заказчика нарушившей пункт 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены "Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2023 NИЭА1" и проведения процедуры рассмотрения заявок повторно с дальнейшим проведением закупки;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 ноября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023