Резолютивная часть решения объявлена 24.11.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: <_..>;
члены Комиссии: <_..>;
при участии представителей Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - Заказчик) - <_..>,
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Иркутской области (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский р-н, п. Усть-Ордынский, пер. Коммунальный, д.11, пом. 1 (извещение N 0234100000123000449), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 20 ноября 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что Заказчиком в Извещении неправомерно установлено требование о наличии возможности принять участие в закупке любому юридическому и физическому лицу, в том числе, частным охранным организациям, что является нарушением пункта 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что ОСФР по Иркутской области является некоммерческой организацией и не имеет статуса государственного органа или органа местного самоуправления, а работники Фонда не являются ни государственными, ни муниципальными служащими, таким образом, Заказчик правомерно не применил пункт 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 14 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0234100000123000449 на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский р-н, п. Усть-Ордынский, пер. Коммунальный, д.11, пом. 1 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 393 671, 36 руб..
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком во исполнение вышеназванной нормы в пункте 31 Извещения установлено: "В настоящем электронном аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя".
Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны).
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, согласно приложению N 1.
Из положений пункта 1 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 587 следует, что частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 18363-0-0 установление в пункте 1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 587 перечня объектов, подлежащих государственной охране направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду особого их статуса.
Согласно Указу Президента РФ от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" государственные внебюджетные фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, которая в настоящее время состоит из:
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Фонд социального страхования Российской Федерации является государственным учреждением, который управляет средствами государственного социального страхования в Российской Федерации. Фонд создан в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду центрами реабилитации, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Региональные отделения Фонда создаются Фондом, являются его обособленными подразделениями и действуют на основании положений, утвержденных Фондом (пункт 4 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы не относятся к органам государственной власти.
Осуществление Фондом социального страхования Российской Федерации функций государственного управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации не придает Фонду статус государственного органа Российской Федерации.
Выполнение Фондом социального страхования Российской Федерации публично-правовых функций не является основанием для внесения его в структуру и систему органов государственной власти.
Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587.
Как было указано ранее, к числу таких объектов относятся, в том числе здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
Таким образом, в целях применения пункта 1 Перечня Постановления N 587 определяющее значение имеет факт использования таких объектов органами законодательной и исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации.
Исходя из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением и не имеет статуса государственного органа или органа местного самоуправления, а работники Фонда не являются ни государственными, ни муниципальными служащими.
Таким образом, Заказчик правомерно не применил пункт 1 Перечня Постановления N 587 при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг.
При таких обстоятельствах довод Заявителя относительно неправомерного установления Заказчиком в Извещении требования о возможности участия в закупке любых лиц, в том числе частных охранных организаций, является необоснованным.
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России N ПИ/29335/23 от 17.04.2023 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Филиал ФГУП "Охрана" Росгвардии по Иркутской области необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 ноября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023