Резолютивная часть решения оглашена 23.11.2023
В полном объеме решение изготовлено 28.11.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Алти групп", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Администрации Тракторозаводского района города Челябинска Мокеевой И.Н., действующего на основании доверенности от 17.07.2023,
- представителяАдминистрации Тракторозаводского района города Челябинска Сандакова А С-Х., действующего на основании доверенности от 21.09.2023,
- представителя Администрации Тракторозаводского района города Челябинска Черныпко В.А., действующего на основании доверенности от 21.09.2023,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Рассказовой Е.М., действующего на основании доверенности от 07.06.2023,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Красиной Н.А., действующего на основании доверенности от 22.12.2022,
- представителя ООО "СибИТ" Разумова Д.А., действующего на основании доверенности N 30 от 06.09.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 18.09.2023 поступила жалоба ООО "СибИТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению лицензий на право установки и использования программного обеспечения "Astra Linux Special Edition" для 64-х разрядной платформы на базе процессорной архитектуры х86-64 (или эквивалент) (изв. 0169300000123001336) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 08.09.2023 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация Тракторозаводского района города Челябинска объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 287 650, 08 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 18.09.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СибИТ" контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии рабочего стола Fly, как компонента операционной системы, услуги по предоставлении неисключительных прав на которую приобретаются заказчиком, так как указанный функционал разработан ООО "РусБИТех-Астра" и является закрытой системой, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и пояснили, что в техническом задании указано, что может быть поставлена операционная система, эквивалентная Astra Linux Special Edition, что предполагает возможность предложения рабочего стола любого производителя, ограничение количества участников закупки не усматривается, так как на участие в закупке подано 7 заявок с предложением различных операционных систем.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случае сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, условия извещении о закупке должны содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
Более того, формирование описания объекта закупки предполагает, что, с одной стороны, заказчик вправе указать требования к товарам, работам, услугам для удовлетворения своей потребности, а, с другой стороны, при указании таких требований заказчик должен руководствоваться правилами, предусмотренными статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о закупке предметом контракта является выполнение работ по монтажу и пуско-наладке системы видеонаблюдения на общественных территориях Калининского района города Челябинска.
Пунктом 1.3 технического задания (Приложение N 1 к извещению о закупке) местом выполнения работ является Российская Федерация, Челябинская область, участок территории Калининского района города Челябинска со стороны ул. Кирова вдоль домов ул. Каслинская N 97Б, 99В; вдоль набережной реки Миасс от ул. Кирова до ул. Каслинская.
В приложении N 1 к техническому заданию содержится ведомость объемов работ и материалов, в которой указано на необходимость ведения земельного дела (получение ордера, подготовка исполнительной съемки (в отношении устройства видеонаблюдения на общественной территории на Набережной р. Миасс).
Более того, в пункте 2.6 технического задания указано, что при наличии на участке выполнения работ инженерных коммуникаций, подрядчику необходимо до начала работы, за свой счёт и своими силами согласовать с балансодержателем коммуникаций производство работ, а при необходимости пригласить представителя балансодержателя на время выполнения соответствующих работ (ООО "ЧелябГЭТ", ПАО "Ростелеком", ОАО "МРСК Урала", ОАО "Челябинская электросетевая компания", МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска).
С учетом пункта 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на осуществление земляных работ", утвержденного Постановлением Главы города Челябинска N 618-п от 08.11.2023 (далее - Регламент) получение разрешения (ордера) на право производства земляных работ обязательно, в том числе, при производстве следующих работ, требующих проведения земляных работ:
- строительство, реконструкция подземных сетей инженерно-технического обеспечения;
- капитальный, текущий ремонт подземных сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе проводимый в границах объектов улично-дорожной сети, за исключением текущего ремонта дорог и тротуаров без изменения профиля и планировки дорог;
- аварийно-восстановительный ремонт, в том числе подземных сетей инженерно-технического обеспечения;
- инженерные изыскания.
Из подпункта 1 пункта 24, пункта 39 Регламента следует, что для получения разрешения на осуществление земляных работ, заявителем в том числе должна быть представлена проектная документация, которая включает копии листов из проекта производства работ с указанием следующей информации: схема производства работ (зона работ, размещение/движение техники, место складирования строительных материалов, место размещения рабочего городка) с указанием видов и объемов элементов нарушаемого благоустройства; ситуационный план.
Таким образом, для выполнения условий контракта в части получения разрешения на осуществление земляных работ обязательным требованием является наличие проектной документации, в том числе включая проект производства работ с указанием следующей информации: схемы производства работ, ситуационный план.
Вместе с тем объем технической документации о закупке включает в себя только техническое задание, включая ведомость объемов работ и материалов, описание материалов, используемых при выполнении работ, схемы расположения камер видеонаблюдения, при этом предмет контракта ( с учетом установления дополнительных требований к участнику закупки) отнесен к благоустройству территории.
При этом обязательства подрядчика по разработке проектной документации, включая проект производства работ также не находят отражения в описании объекта закупки и условиях исполнения контракта, при этом указанные документы в силу Регламента требуются в рамках строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта подземных сетей подземных сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, описание объекта закупки содержит противоречивые условие о необходимости получения разрешения на осуществление земляных работ
При этом в графе "основные характеристики" указано, что одним из компонентов операционной системы является рабочий стол Fly.
Согласно официальному сайту производителя и правообладателя операционной системы специального назначения "Astra Linux Special Edition" - ООО "РусБИТех-Астра" ("https://wiki.astralinux.ru/kb/rabochij-stol-fly-238762790.html") следует, что рабочий стол Fly - это собственная разработка ООО "РусБИТех-Астра", которая представляет собой защищенную графическую подсистему в составе операционной системы.
При этом, на указанной странице сайта также содержится информация о том, что исходный код части утилит закрыт, так как является полностью собственной разработкой ООО "РусБИТех-Астра". В то же время часть утилит портирована из KDE и других проектов с открытым исходным кодом.
Представители заказчика на заседании Комиссии не отрицали, что указанный компонент операционной системы принадлежит разработчику операционной системы Astra Linux Special Edition.
Таким образом, указание в описании объекта закупки компонентов операционной системы конкретного производителя позволяет предложить к поставке операционную систему только указанного производителя, что не позволяет представить продукцию, соответствующую реальной потребности заказчика, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Более того, указание в характеристиках операционной системы необходимости наличия исключительно рабочего стола Fly не позволяет сделать вывод об обоснованности и целесообразности указания данного показателя, с учетом того, что требования к самому рабочему столу не указаны, что не соответствует части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что в описании операционной системе большинство наименований компонентов системы сопровождаются словами "или эквивалент", однако характеристики эквивалентности также не предусмотрены, что также не позволяет определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям.
Комиссией также установлено, что на участие в аукционе подано 7 заявок, которые признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.09.2023.
Вместе с тем в заявках с номерами 5, 6, 7 предложены операционные системы, отличные от указанной в техническом задании Astra Linux Special Edition, вместе с тем в составе заявок предусмотрены рабочие столы, не соответствующие указанному в техническом задании рабочему столу Fly (например: рабочий стол XFCE, KDE, Plasma, GNOME, MATE, LXQt, mate/kde).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически согласившись на условия извещения о закупке участники закупки, предлагая альтернативные операционные системы, не могут обеспечить наличие рабочего стола, указанного в техническом задании, что также подтверждает принадлежность указанного компонента только к ОС Astra Linux Special Edition.
При этом, при рассмотрении заявок также невозможно обеспечить объективный подход на предмет признания заявок соответствующими требованиям извещения о закупке, так как при предложении операционной системы, отличной от указанной в техническом задании, участник закупки фактически не сможет выразить согласие на установку рабочего стола Fly.
Таким образом, при описании операционной системы, неисключительные права на которую передаются заказчику, предусмотрены требования о наличии подсистемы, которая указывает на конкретного производителя, при этом характеристики, раскрывающие характеристики указанной подсистемы не предусмотрены, что противоречит части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СибИТ" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения подпункта "а" пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 ноября 2023 г. N 074/06/106-2706/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023