Резолютивная часть решения оглашена 28.11.2023
В полном объеме решение изготовлено 01.12.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ФАРМАКОМ" на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку холодильника фармацевтического (извещение N 0369300010723000277), при дистанционном участии представителя ГБУЗ "Районная больница г. Верхнеуральск" (далее - заказчик) Синицких В.С., действующего на основании доверенности от 02.11.2022,
в отсутствие представителей ООО "ФАРМАКОМ" (далее - заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 23.11.2023 поступила жалоба ООО "ФАРМАКОМ" на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку холодильника фармацевтического (извещение N 0369300010723000277) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам заказчик 17.11.2023 объявил о проведении запроса котировок путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 328 680,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 24.11.2023 в 06:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком сформировано описание объекта закупки без учета каталога товаров, работ, услуг, который обязателен для применения.
Также в описании объекта закупки содержится указание на конкретную модель холодильника ХФ-250-2, что, в свою очередь, указывает на конкретного производителя "ПОЗИС" и может привести к ограничению количества участников закупки.
Более того, заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
По мнению заявителя, действия заказчика нарушают действующее законодательство о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Исходя из содержания извещения об осуществлении закупки, заказчиком осуществляется закупка холодильников фармацевтических (код позиции 28.25.13.116).
1.1. Указанные товары включены в утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона заказчиком не указана информация об установлении предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, а также не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки информации и документов, предусмотренных указанным Постановлением.
С учетом изложенного, действия заказчика не соответствуют части 3 статьи 14, пункту 15 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
1.2. Заказчиком в разделе 5 требований к содержанию заявки содержится информация о предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 ограничениях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Вместе с тем, в извещении об осуществлении закупки отсутствует информация об установлении указанных ограничений, что, в свою очередь, свидетельствует о неоднозначности извещения и требований к содержанию заявки.
Более того, в рамках рассматриваемой закупки не требуется установление ограничений по постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, поскольку закупаемые заказчиком холодильники фармацевтические не включены в перечни товаров, предусмотренные указанным Постановлением.
С учетом изложенного, действия заказчика не соответствуют пункту 15 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
1.3. В нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки размещена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, поскольку данная инструкция содержит порядок заполнения участниками закупки столбцов "Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона", "Максимальные и/или минимальные значения", а также порядок указания в заявке значений со словом "не менее", символами ">", "", союзом "и". Тогда как, описание объекта закупки не содержит столбцов "Показатели, не подлежащие изменению по результатам проведения электронного аукциона", "Максимальные и/или минимальные значения", а также значений характеристик со словом "не менее", символами ">", "
", союзом "и".
1.4. В нарушение пункта 9 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 1.2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке указано требование к декларированию участниками закупки отсутствия конфликта интересов в недействующей редакции (федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ).
1.5. В нарушение пункта 10.1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлено требование о том, что участник закупки не является иностранным агентом.
1.6. В нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпунктов "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 2.1 требований к содержанию заявки на участие в закупке указано, что информация и документы об участнике закупки до 31.03.2022 направляются заказчику не оператором электронной площадки, а самим участником закупки в составе заявки вместе с декларацией о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона.
Так, в силу пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
2. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка холодильника фармацевтического.
2.1. В описании объекта закупки содержится указание на конкретную модель холодильника ХФ-250-2, которая выпускается конкретным производителем АО "ПОЗиС".
Следует отметить, что всеми участниками закупки в составе заявок к поставке предложены холодильники ХФ-250-2 производства АО "ПОЗиС".
В данном случае, действия заказчика по указанию в описании объекта закупки конкретной модели товара, выпускаемой конкретным производителем, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Более того, в описании объекта закупки, в качестве характеристики закупаемого товара указано на необходимость наличия итогового отчета о преквалификации на соответствие требованиям Надлежащей Практики Дистрибуции ЕАЭС.
При этом, заказчиком не представлено документальное и нормативное обоснование указания данного требования к закупаемому товару. Следовательно, заказчиком не подтверждена необходимость включения в описание объекта закупки указанного требования к товару. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии действий заказчика пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2.2. В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск, предусмотренный приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчиком в рамках рассматриваемого аукциона осуществляется закупка радиоэлектронной продукции (холодильники фармацевтические), включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Следует отметить, что в отношении закупаемого заказчиком товара предусмотрены соответствующие позиции КТРУ - 28.25.13.116-00000017 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000001 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000002 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000003 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000004 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000005 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000006 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000010 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000011 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000012 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000013 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000014 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000015 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000016 "Холодильник фармацевтический", 28.25.13.116-00000018 "Холодильник фармацевтический".
Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчиком не установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Указанные действия заказчика привели к невозможности формирования описания объекта закупки в соответствии с определенной позицией каталога товаров, работ, услуг и, как следствие, к нарушению части 6 статьи 23, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ФАРМАКОМ" на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку холодильника фармацевтического (извещение N 0369300010723000277) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 5, 15 части 1, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 9, 10.1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 12, 15 части 1, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, подпунктов "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 декабря 2023 г. N 074/06/106-2736/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023