Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Гавричковой Е.И. на действия Заказчика - ГБУЗ "Городская клиническая больница N1 г. Краснодара" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по организации лечебного питания пациентов ГБУЗ "ГКБ N 1 г. Краснодара" МЗ КК" (извещение N 0818500000823007286) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что порядок оценки, установленный Заказчиком, противоречит положениям ПП РФ N2604.
Представителем Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Оказание услуг по организации лечебного питания пациентов ГБУЗ "ГКБ N 1 г. Краснодара" МЗ КК" (извещение N 0818500000823007286).
Заказчик - ГБУЗ "Городская клиническая больница N1 г. Краснодара" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 35 789 400,00 рублей.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе гласит, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пункт 28 Положения гласит, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком установлен следующий порядок:
Поскольку Заказчиком является учреждение здравоохранения, требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта контрактов (договоров) сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обусловлено спецификой деятельности заказчика, ввиду того, что обеспечение пациентов лечебным питанием в медицинских организациях осуществляется комплексно в соответствии с нормами лечебного питания, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации".
Приказом N 395н установлены нормы лечебного питания с указанием количества продуктов и их веса с учетом диеты.
Статья 39 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения, основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.
Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
В соответствии с требованиями СанПин 1.2.3685-21 (таблица 6.18) организация питания осуществляется на основе принципов "щадящего питания". При приготовлении блюд должны соблюдаться щадящие технологии, предусматривающие использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, приготовление в пароконвектомате и исключающие продукты с раздражающими свойствами, безусловно, учитывая многолетний опыт работы заказчика, с целью достижения эффективного результата и очевидно, что установленный заказчиком порядок оценки направлен на выявление наиболее опытного участника закупки, и позволяет оценить сопоставимый опыт на оказание услуг по обеспечению лечебным питанием и направленными на выявление наиболее квалифицированного исполнителя.
В разделе 1.6. описания объекта закупки изложены требования к исполнителю по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и санитарных нормативов, из перечисления которых видно, что исполнитель должен обладать специальными познаниями для обеспечения лечебного учреждения лечебным питанием, что так же подтверждает обоснованность заказчика к требованию о наличии опыта у участников связанного непосредственно с предметом контракта.
Требования к оспариваемому порядку оценки установлены с учетом объективной потребности заказчика, с соблюдением принципов, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Закона об основах охраны здоровья, предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
По доводу заявителя об ограничении конкуренции путем установления ограниченных сроков на укомплектование помещения, переданного по договору аренды необходимым оборудованием, представитель Заказчика пояснил следующее.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 "Лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года " 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора.
Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора". Проектом контракта определено, что срок оказания услуг осуществляется в срок с "01" января 2024 года по "31" декабря 2024 года, ежедневно.
Учитывая, что основанием для заключения договора аренды имущества является контракт на оказание услуг по обеспечению лечебным питанием, заключаемый в соответствии с Законом о контрактной системе, заказчиком правомерно установлен срок аренды помещения.
При этом, в ответе на один из запросов на разъяснение документации по данной закупке, указано: "Указанный в описании объекта закупки промежуток времени обусловлен временем завершения хозяйственной деятельности действующего исполнителя. Победителю закупки необходимо укомплектовать пищеблок необходимым оборудованием, инвентарем, нейтральным оборудованием, кухонной посудой для соблюдения технологического процесса по оказанию услуги в период с 18-00 ч. 31.12.2023 года до 5-00 ч. 01.01.2024 года, так как до этого времени услуга еще оказывается другим исполнителем. На данный момент пищеблок является функционирующим помещением для приготовления лечебного питания пациентам учреждения, где установлено необходимое количество розеток (с учетом их мощности) для обеспечения бесперебойного процесса приготовления питания.
Заказчик считает возможным осмотр передаваемых помещений в аренду, по предварительному согласованию с ответственным представителем Заказчика". Основная цель аутсорсинга в системе приготовления питания больным и организации лечебного питания заключается в создании условий для фокусирования лечебного учреждения на основной деятельности - предоставлении медицинских услуг, а также значительном расширении возможностей для повышения качества административно-хозяйственного обеспечения учреждения и для детального закрепления в аутсорсинговом контракте качества запрашиваемых результатов и ответственности поставщика за выполнение качественной услуги. Более того, по общему правилу, суды исходят из того, что целью правового регулирования конкурентных процедур является не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, а качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика на основе конкуренции.
По доводу заявителя о технической ошибке заказчика в части указания ИНН в файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" представитель Заказчика пояснил следующее.
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" указано полное наименование заказчика, место нахождения, телефон, адрес электронной почты, а так же наименование объекта закупки в полном объеме, подмеченная заявителем техническая ошибка не влияет на результат оценки заявок участников, а так же на определение победителя в рассматриваем конкурсе, данная техническая ошибка в одном из приложений к извещению не влечет за собой нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, установленный порядок оценки не противоречит положениям Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации N 2604.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гавричковой Е.И. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823007286).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23 ноября 2023 г. N 1213/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023