рассмотрев жалобу ООО "Электронные машины" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КК" при проведении электронного аукциона: "Модернизация системы видеонаблюдения Тиховского вододелительного гидроузла на р.Кубань" (извещение N 0318100043323000256) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями Закона о контрактной системе. Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства РФ N1236.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласны, из пояснений следует, что требования установлены с учетом положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.10.2023 г. Заказчиком - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КК" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Модернизация системы видеонаблюдения Тиховского вододелительного гидроузла на р.Кубань" (извещение N 0318100043323000256).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 300 926,50 руб.
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В Извещении установлен объект закупки:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов |
43.21.10.120 |
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) и ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ N878.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Согласно пункту 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Предметом закупки является выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения, которыми предусмотрено монтируемое оборудование, используемое при выполнении работ.
В файле "Приложение N1 Описание объекта закупки (Тех.зад_Техническое задание Тиховский гидроузел(1)" установлены требования:
6. Требование к производству работ и персоналу. 6.1. Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ из своих материалов, своими силами и средствами в соответствии с локальным сметным расчетом; 6.2. Подрядчик на период выполнения работ должен обеспечивать самостоятельно и за свой счет надлежащую охрану материалов, оборудования, строительной техники и другого имущества. До начала производства работ Подрядчик обязан предоставить перечень сотрудников, задействованных в производстве работ. 6.3. Складские и бытовые помещения, а также доступ к сетям электроснабжения и водоснабжения Заказчиком не предоставляются; 6.4. Подрядчик несет ответственность за жизнь и здоровье его персонала, а также самостоятельно обеспечивает соблюдение техники безопасности и охраны труда при выполнении работ на объекте Заказчика; 6.5. К выполнению работ должны привлекаться квалифицированные специалисты, имеющие соответствующий разряд в соответствии с установленными нормативными правовыми актами. Рабочие и сотрудники, которые будут задействованы в работе, должны иметь документы, подтверждающие их квалификацию, (перед началом работ предоставить соответствующий список сотрудников). Все специалисты Подрядчика, осуществляющие монтажные работы на объекте должны иметь российское гражданство, а персонал не являющейся гражданами РФ, должен иметь регистрацию и разрешение на работу. 6.6. Проживание персонала Подрядчика на объекте Заказчика категорически запрещено; 6.7. Доставка материалов, оборудования, персонала осуществляется за счет Подрядчика; 6.8. Подрядчик обязан своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные при производстве и приемке работ и в течение гарантийного срока. Соблюдать правила пожарной и технической безопасности, охраны труда; 6.9. Ежедневно, после окончания работ, производить уборку на месте выполнения работ. Строительный мусор и отходы производства упаковывать в мешки и складировать на специальной отведенной территории; 6.10. Своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные при производстве и приемке работ и в течение гарантийного срока. Соблюдать правила пожарной и технической безопасности, охраны труда; 6.11. Возвратные материалы и образованные в ходе проведения работ, передать актом приема-передачи уполномоченному представителю Федоровского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз". 7. Объем работ - согласно сметной документации. 8. Основные технические требования. При выполнении работ по ремонту объекта, следует руководствоваться требованиями: - Федеральный закон "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.2008; - Федеральный закон "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений" N 384-ФЗ от 30.12.2009; - СП 12-136-2002 "Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ"; - ППР-2021 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации постановления Правительства РФ N 1479 от 16.09.2020. - СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве". Часть 1. Общие требования"; - СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве". Часть 2. Строительное производство"; - ППБ 05-86 "Правила пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ". - РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций". - ГОСТ 12.2.013.0-91. Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний. В случае если документация содержит недействующие СНИП, ГОСТ, СанПин, ТУ, ТСН и другие нормативные акты, Подрядчик следует руководствоваться действующими нормативами на момент выполнения работ. 9. Требования к выполнению работ. 9.1 Выполненные работы должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным норм и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, если такие требования предъявляются действующим законодательствам; 9.2 Требования к монтируемому оборудованию отражено в Таблице N1 |
Согласно пункту 2.1 Постановления 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Таким образом, запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных применяется:
в случае если объектом закупки является поставка программного обеспечения (далее - ПО) или технических устройств, укомплектованных соответствующим ПО (пп. "а" и "б" пункта 2.1 Постановления N 1236 применяются);
в случае если объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг по разработке/модификации/модернизации ПО, а также по его сопровождению, обновлению и технической поддержке (пп. "в" и "г" пункта 2.1 Постановления N 1236).
Объектом настоящей закупки являются работы по монтажу системы видеонаблюдения, а не поставка ПО, не работы по его разработке/ модификации/модернизации и не работы по его сопровождению, обновлению и технической поддержке, следовательно, установление запрета, установленного п. 2 Постановления N 1236, является неправомерным.
Описание объекта закупки не содержит указание на наличие программного обеспечения в составе камеры видеонаблюдения, поскольку последнее является неотъемлемой частью камеры видеонаблюдения и обеспечивает функционирование оборудования, без которого оборудование технически не может запускаться или работать, что в свою очередь не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ.
С учётом положений Постановления N 1236, заказчиком в состав извещения об осуществлении закупки включён локально-сметный расчёт, в котором указаны характеристики товара, необходимого для установки (использования) при выполнении вышеназванных работ, при этом, расходные материалы при выполнении работ закупает сам исполнитель, следовательно, работы выполняются не в правовых рамках договора поставки.
Ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением N 1236 не регламентировано установление запрета при закупке товаров с предустановленным (встроенным) программным обеспечением, без которого применение товара по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.
Использование программного обеспечения при выполнении работ необходимо для завершения таких работ и ввода системы видеонаблюдения в эксплуатацию, ее нормального функционирования. То есть не будет приниматься к бухгалтерскому учету как отдельная единица нематериальных активов, подлежащих такому учёту в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Поскольку объектом закупки является выполнение работ, а не поставка программного обеспечения, включение запретов, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2.1 Постановления N 1236, в извещение об осуществлении закупки является необоснованным.
Работы, предусмотренные подпунктами "в" и "г" пункта 2.1 Постановления N1236 в составе извещения об осуществлении закупки и приложенных электронных документах, также отсутствуют.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2022 г. N24-06-06/116710 по вопросу применения положений постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236, сообщает: запрет, установленный Постановлением N 1236, применяется исключительно в рамках выполнения конкретных обязательств, связанных с программным и (или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления N1236".
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2) Заказчиком установлен код ОКПД2: 43.21.10.290 - "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки", который не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, кроме того, извещение не содержит требования представить в составе заявки на участие в Аукционе конкретные показатели товаров, а проект контракта не предусматривает приемку товаров в ходе исполнения контракта.
В связи с вышеизложенным, извещение не содержит запретов, предусмотренных нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с статьей 14 Закона о контрактной системе.
Ссылка Заявителя на доводы ФАС России, изложенные в решении N28/06/105-1764/2022 от 08.06.2022, в решении Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-63802/2022 от 11.08.2023 г. не актуальна, предметом является - поставка оборудования. Что не соответствует предмету рассматриваемой закупки, где предметом является - выполнение работ.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч. 23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Электронные машины" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100043323000256).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 ноября 2023 г. N 1217/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023